Найти в Дзене
©Кирилл Павлухин

101 Вызов Пожарные Истории "68й"

Лето 2021 года выдалось замечательным! С июня до середины июля – просто кайф – жара 30 градусов, вода в водоёмах, как парное молоко. За городом настоящий тропический рай! На людях минимум одежды. Все загорелые ходят, будто только что из Египта приехали. А прекрасные представительницы хрупкой половины человечества наполняют мужские умы и сердца вожделением своими лёгкими летними нарядами.

Солнце светит невыносимо ярко, и солнцепёк не всем по душе. Многие негодуют от такой жары, ожидая снижения тридцатиградусной отметки. В Москве же невыносимо шумно, душно и нечем дышать. Не всем посчастливилось уйти в отпуск этим прекрасным летом.

Кто-то спасается под кондиционерами, а те, кому повезло меньше, вынуждены жариться, как на сковородке, на разогретом солнцем асфальте. Например, пожарные во время учебных занятий на свежем воздухе. Вообще заступившая смена пожарных сутки живёт по распорядку дня, которому надо строго следовать, меняются лишь занятия и изучаемые темы.

Служба есть служба - и ничего не поделаешь. Неумолимый график сутки через трое незримо запускает лотерею: возможно, повезёт, и именно в твою смену будет не так жарко, и не придётся париться в боëвке под палящим солнцем, сдавая нормативы или туша пожары, которым вообще наплевать, какая погода.

***

Артëм проснулся, как обычно, по будильнику и по привычке быстро собрался на работу. Вышел во двор, завëл свой байк прогреваться.
И пока тот приятно громыхал выхлопом, пролистал ленту Вконтакте и включил в наушниках любимую музыку из плей-листа.

Спустя пять минут, когда боевой конь был готов нести его по утренней пустынной дороге, Артëм надел шлем и неспеша выехал со двора.

День уже с шести часов утра давал понять, что лотерея сегодня проиграна и жара будет невыносимая.

В такой день на пляже бы загорать с какой-нибудь очаровательной и нежной девчоночкой, а не службу нести, уверенно, бодро, стойко, как сегодня придётся.

Шум дороги, словно отскакивая от шлема с затонированным визором, звучал глухо, солнце припекало сквозь джинсы и мотокуртку. Пожарный уверенно вёл двухколесного друга по сухому, тёплому асфальту, и байк податливо откликался в умелых руках, будто слушая все прихоти души Артёма.

Тому, кто никогда не перевозил своё хрупкое человеческое тельце на мотоцикле или не выезжал на дороги общего пользования на этой двухколёсной чудо-технике, сложно будет понять все тонкости управления. Вождение мотоцикла имеет свою специфику и несколько базовых принципов управления, таких как: контрруление,правильное использование передних и задних тормозов, баланс, принцип «куда смотришь - туда и приедешь», умение предугадывать дорожную ситуацию, да и много других не менее важных моментов.

Мотоцикл – это букет эмоций и ощущений от каждой поездки.

На скорости больше ста ощущаешь что-то невероятное, мчась в потоке автотранспорта, который словно стоит на месте и, если мотоцикл не малокубатурный, то совсем немного открыв газ, ты обгоняешь всех, словно стоячих. Мотоцикл захватывает и пугает одновременно, и лишь немногим удаётся выжить. Шутка!

Говорят, есть два типа байкеров: старые и мёртвые. Точно знаю одно: чтобы успешно управлять двухколёсным конём и дожить до старости, не так важно, какой он кубатуры, но важно уважать его. И немного опасаться!

Ведь защиты, кроме экипировки, у мотоциклиста нет, и любая ошибка или неудавшийся выпендрёж могут стоить жизни райдеру.

Даже падение на скорости 60 км. в час может оказаться несовместимым с жизнью, экип спасёт, наверное, разве что от скользячки. Да и не все мотоциклисты его надевают.

У Артёма это был уже девятый сезон, и за это время он поменял несколько байков разных классов, так что багаж навыков и опыта вождения у пожарного был внушительный, и 750-кубовый железный конь «Джиксер» верой и правдой служил своему хозяину.

Артём жил в области, в десяти километрах от Москвы, и часть его пути пролегала через посёлок с малоэтажными частными жилыми домами. Каждая ямка и колдобина на асфальтовой двухполосной дороге была ему хорошо знакома, и байкер смело мчал с допустимой скоростью. Лишь иногда, на хорошо просматриваемых пустых участках он открывал газ, и спортивный мотоцикл, словно отходя от спячки, давал головокружительное ускорение, оглушая окрестности рыком.

Дорога как раз начала простираться мимо заборов жилого сектора, Артём сбросил скорость до 60 и спокойненько двигался по ровному асфальту. За одним некрутым поворотом, где на обочине росла по виду уже вековая ёлка, дорога уходила немного вверх и вправо. Артём уже начал было скидывать скорость, чтобы плавно зайти в этот поворот, когда откуда-то – то ли из-под ёлки, то ли откуда-то ещё с громким лаем выскочила собака. И ладно, если бы просто сбоку бежала и лаяла, как это обычно бывает, но нет.

Собака будто ждала мотоциклиста. Она выбежала прямо навстречу Артёму и будто специально или по глупой ярости бросилась под колёса.

Артём сам был опытным байкером, и не раз слышал от друзей и старших товарищей о подобных моментах, поэтому хорошо представлял, как вести себя в подобной ситуации и хладнокровно сделал всё верно.

Он не стал выжимать тормоз – с испугу можно переборщить и пустить мотоцикл в неуправляемый занос. Не стал уходить от столкновения с собакой – в данной ситуации это не представлялось возможным. Вместо этого Артём открыл газ, и мотоцикл, громким рёвом откликнувшись на подскочившие обороты двигателя, ускорился навстречу препятствию.

Байк поднялся на заднее колесо и сильно подскочил на теле животного. Пёс в испугегромко взвизгнул, а мотоцикл, как только оба колеса вновь коснулись земли, бросило в вобблинг - это когда начинает резко кидать руль из одной стороны в другую.

Когда Артём справился и с ним, он прильнул к обочине и остановился. Сердце бешено колотилось в груди, а всё тело вмиг покрыла испарина. Постояв так несколько мгновений, он развернул байк и неспеша поехал в сторону ДТП.

Как раз в это время на дорогу вышел мужчина средних лет в резиновых тапках, джинсах и расстёгнутой рубашке. Он подошёл к собаке и присел над ней. Артём остановился возле них и, поставив байк на подножку, слез с него и снял шлем.

– Это ваш пёс? - присев рядом с мужиком, спросил Артём.

– Да, мой! Дурной он, я знал, что этим кончится, вот постоянно так, как выбегает, то прям под колёса, ты не первый, кого этот лохматый дурак перепугал, под машины уже несколько раз попадал, люди оттормозиться успевали, один недавно вот даже бампер помял…. Ты цел-то сам? - спросил мужик, шевеля лежащего на земле пса, и переводя взгляд на Артёма.

– Да, я цел. Неожиданно так выскочил этот пёс...

– Я уже подумал, что упадёшь, испугался, что из-за этого дурня разобьёшься... - мужик вновь перевёл взгляд на собаку.

Собака была в крайне тяжёлом состоянии и по всей видимости уже собиралась покинуть этот мир и оказаться в лучшем. Её позвоночник был явно сломан, а кровь изо рта давала понять, что повреждены внутренние органы. Артём достал телефон, стараясь судорожно сообразить, куда позвонить, чтобы немедленно доставить животное к ветеринарам, когда собака характерно задёргалась и, напоследок открыв рот, будто пытаясь сделать последний вздох, «озябла».

– Всё, отбегался! - констатировал хозяин собаки, переведя взгляд на байкера-душегуба.

Немая пауза.

Получилось, что мотоцикл передним колесом, приподнявшимся от резко открытого газа, лишь слегка коснулся собаки, а вот задним уже полноценно проехался по несчастному животному - выжить шансов не было.

– Мне очень жаль, что так получилось, он очень неожиданно выскочил, я ничего не успел сделать, - очень искренне, с неподдельной досадой в голосе проговорил Артëм.

– Главное, ты не пострадал!

– Я в порядке, мне очень жаль, что так вышло, я очень извиняюсь перед вами! У меня тоже есть пëс... Давайте я заплачу вам или сам похороню его, - предложил Артëм хозяину погибшего животного.

– Не надо ничего! Я сам всë сделаю, езжай с Богом, – хозяин собаки не был раздражён или зол, да и что тут поделаешь – и не такое в жизни бывает.

Артëм уселся на байк и уже через минуту скрылся из поля зрения.

Хозяин собаки пошëл домой за лопатой.

Нехорошо было на душе у пожарного, собачонку было жаль, и вообще было опасно, ведь он и сам, если бы пошëл на поводу инстинкта самосохранения и дал по тормозам, сейчас скорее всего нуждался в медицинской помощи или, того хуже, оказался на месте той собаки.

Продолжив свой путь, он почему-то вспомнил одну ситуацию, которая произошла, когда он учился ещё в колледже.

Тогда на практических занятиях парни решили подшутить над товарищем, ещё не понимая, что рискуют пострадать от своего, казалось бы, безобидного умысла. В классе стоял кислородный баллон, и один из учащихся в шаловливом угаре решил зачем-то открыть его, но вентиль был сильно затянут. Кто-то из его одногруппников тоже попробовал – вентиль ни в какую.

Тогда один «умник» из группы предложил смазать его маслом, чтобы тот поддался. Парнишка, не осознавая, что может произойти, взял маслëнку, наполненную горюче-смазочным материалом, и направился уже было к кислородному баллону, чтобы как следует смазать по всей видимости закисшую резьбу на вентиле.

В тот самый момент, когда мальчишка уже достиг баллона и поднёс маслёнку к вентилю, зашëл мастер-преподаватель и, вмиг оценив ситуацию, одним ловким прыжком достиг парня и с ходу, без зазрения совести дал ему по голове так, что незадачливый ученик в испуге уселся на пятую точку, весь залитый этим самым маслом рядом с баллоном, схватившись за ушибленное место.

Те, кто знают, поймут, почему преподаватель выбрал такой жестокий метод воздействия на подопечного. Дело в том, что жидкий кислород бурно взаимодействует с моторными маслами. Понятное дело, если просто на моторное масло подуть кислородом, ничего не случится.
Но если жидкий кислород под давлением соприкасается с горюче-смазочными материалами в виде масла, создаются взрывоопасные соединения. Которые могут вмиг сдетонировать и взорваться при высоком давлении в баллоне, при трении, нагревании баллона, ударе или его встряске.

Сам корпус баллона можно хоть залить моторным маслом, но категорически нельзя прикасаться промасленной ветошью и допускать прямого попадания масла на вентиль и редуктор «кислородника».

Или – Взрыв!

Добравшись до части, пожарный рассказал друзьям о случившемся – те были удивлены и пожурили друга, попросив его был внимательнее и надевать экип.

***

Сутки текли водой, пожарные несколько раз ездили на сработавшие сигнализации в школах. Ходьба в боёвках от Автоцистерны до заявителя заставляла потеть, как от бега в несколько километров.

Вообще Москва в те сутки горела сильно, и караул Артёма, который он возглавлял,отправили на вызов в другой район по первому номеру.
«По первому номеру» - это когда в районе выезда пожарной части происходит несколько пожаров или один большой, и все машины из боевого расчета задействованы. И поступает заявка ещё на один выезд, в том же районе, но так как свободных машин в подразделении уже нет, высылают соседнюю пожарную часть, и те прибывают раньше всех остальных и производят тушение. Так получилось и в тот раз.
Парни прибыли в чужой район на пожар в квартире на пятом этаже двенадцатиэтажного дома. Квартира горела по всей площади, и сразу из трëх находившихся рядом окон на улицу с треском вырывались языки пламени. Дом не был оборудован незадымляемыми лестницами, и в такой ситуации представлял собой не что иное, как адскую душегубку.

Сразу с нескольких верхних этажей над горящей квартирой люди из окон просили о помощи.

Парни прибыли первыми в чужой район, силы пожарных из других частей из-за пробок не могли прибыть за десять минут.
Тогда, оценив обстановку, Артём принял единственно правильное решение и передал в эфир следующее:

- по данному адресу происходит открытое горение квартиры в двенадцатиэтажном панельном газифицированном жилом доме на пятом этаже. С верхних этажей люди просят о помощи. Звено ГДЗС, производится боевое развёртывание, магистральная линия, разветвления, ко входу в квартиру проложен ствол Б. К тушению не приступаем, личный состав отправлен на спасение людей с верхних этажей. Прибывающим силам встать на гидрант и приступить к тушению, линия готова к использованию у входа в горящую квартиру.

Верхние этажи были сильно задымлены, ядовитый смог проникал в квартиры, люди попросту задыхались в своих обителях. И только благодаря правильному решению начкара и слаженным действиям пожарных жертв удалось избежать. Огнеборцы выводили чумазых, перепуганных людей на улицу одного за другим, некоторые наглотались дыма и были переданы врачам скорой. Ещё до прибытия допсил пожарные одним звеном спасли порядка пятнадцати человек. Артём тогда вынес четырёхлетнюю девочку на руках, закутав её в одеяло.

Вообще в жизни иногда приходится принимать неправильные, на первый взгляд, невообразимые и даже жестокие решения, как в случае с Артёмом и собакой или на пожаре. Но именно они в итоге оказываются самыми, если не единственно, верными. Правильное решение не всегда выглядит уместно, но в этом нет ничего предосудительного.

Просто зачастую люди не знают каких-то вещей, которые полезно было бы знать. Но всё знать невозможно, наверное, оттого так и живём.

Уже утром в те сутки караул выслали ещё на один вызов, по прибытию пожарные вытащили щенка, который каким-то образом провалился в водосточный коллектор, но чудом остался невредим и просто скулил от испуга. Когда огнеборцы вытащили маленького перепуганного лохматика на поверхность, тот увязался за пожарными и не желал их отпускать. Артём решил забрать его в часть и после суток с ребятами из караула приехал к тому мужчине, чьего пёселя он накануне сбил, и подарил ему спасённого щенка из коллектора, чему его новый хозяин, оказался безгранично рад.

На душе у Артёма немного полегчало.

© Кирилл Павлухин