Найти тему
Романтика окраин

Станция Канатчиково и окрестности: история и современность. Часть 5-я

Приветствую вас, дорогие друзья! С днём космонавтики вас!

После небольшого перерыва продолжаем прогулку в окрестностях станции Канатчиково и по её окрестностям. В
прошлом выпуске мы с вами осмотрели бывший рабочий посёлок для служащих завода им. Орджоникидзе, превратившийся в наше время в уютный малоэтажный квартальчик. В этом выпуске я хочу вновь вернуться к железнодорожной тематике, сказать ещё несколько слов о станции, а затем у нас будет небольшая ретроспективная прогулка по следам несуществующего с 1998 г. куста подъездных путей в бывшую окрестную промзону, включавшую в том числе упомянутый завод им. Орджоникидзе. А теперь усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе и, как сказал в своей знаменитой фразе герой сегодняшнего праздничного дня Юрий Алексеевич Гагарин: «Поехали!»

Навигация по циклу:
> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я
> Часть 5-я
> Часть 6-я
> Часть 7-я
> Бонус: Осенний вечер на станции Коломенское

1. Итак, мы с вами вновь на Канатчиковском проезде. Вид в сторону улицы Вавилова. Сразу бросается в глаза характерная постройка, пусть и сильно видоизменённая, но узнаваемая. Это бывший пост централизации Канатчиково, построенный в начале XX века . Вновь процитирую замечательный путеводитель Юрия Егорова по МОЖД, изданный в 2016 г.:

Первым на пути от метро, на краю выемки, в которой находится станция, стоит пост центрального управления стрелками и сигналами (улица Вавилова, дом 5Б). <...> Пост в Канатчикове сохранял свой исторический вид примерно до конца 90-х. Сначала были заменены пластиковыми стеклопакетами оригинальные оконные переплёты и балконные двери. Затем здание расширили в сторону железнодорожных путей и надстроили, изменив форму крыши. Тем не менее пост хорошо узнаётся и с поздними наслоениями.

Из любопытных деталей этого поста хочется отметить странную пристройку к его боковому фасаду, обращённому к улице Вавилова, - длинное двухэтажное здание с вытянутыми по вертикали и необычно узкими окнами первого этажа. История этой пристройки весьма занятна. В конце 1990-х годов рядом с постом, но с другой его стороны, стоял довоенный «егоровский» почтовый вагон, который использовали как подсобное помещение, а проще говоря - как сарай. В связи с бурным развитием автосервиса в непосредственной близости к посту вагон переставили на нынешнее место, а потом прямо в нём открыли кафе, которое, по-видимому, пользовалось популярностью. Вскоре вагон, то есть кафе, обложили кирпичом, сохранив при этом форму и расположение окон. Получилось кирпичное здание с вагоном внутри. А ещё через пару лет вагон разобрали и выкинули. Несколько дней на улице лежали клёпаные тележки, куски рамы, детали обшивки. Потом это всё исчезло в неизвестном направлении. А оставшееся современное здание по-прежнему повторяет форму старинного вагона.

2. Вот как выглядели пост и вагон в 1996 г. (источник).

-2

3. Теперь вот так.

-3

4. Ну, а теперь поговорим о промышленном кусте подъездных путей, который существовал здесь до строительства ТТК. Вот как он выглядел. Схема взята на замечательном сайте «Железнодорожная экзотика». Чёрным показаны пути в промзону, длинная бирюзовая ветка была временной, сооружена в 20-е годы и некогда пересекала Большую Калужскую улицу (ныне Ленининский проспект). Она обслуживала Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленная выставку, которая проходила примерно в районе нынешнего Пушкинского пешеходного моста. О ней очень мало сохранилось данных, но есть несколько сохранившихся фотографий её строительства. О второй бирюзовой ветке мне вообще не удалось найти информации. Возможно, она тоже служила для подвоза стройматериалов и была временной.

-4

5. Например, вот это фото 1922 года (источник), снятое в нынешнем ЦПКиО (Парке Горького).

-5

6. Укладка временного пути железнодорожной ветви в Голицынском саду (на территории нынешнего Парка Горького) к краю будущей с/х выставки. Декабрь 1922 г. Впреди Пушкинская набережная, на заднем плане, за рекой - Хамовники (источник).

-6

7. И ещё один снимок (источник). Железнодорожное полотно и поезд с балластом на закруглении Москва-реки в районе 1-й Градской больницы. 10.12.1922 г. Ветвь эта просуществовала недолго. После переноса выставочных мероприятий на появившуюся в 30-е годы ВСХВ (ныне ВДНХ) - ветвь была закрыта. А, может быть, и раньше.

-7

8. Но вернёмся из столь давних времён во времена более близкие к нынешним и к ветвям, которые вели в промзону и просуществовали до 1998 года. Здесь хочу вновь процитировать всю ту же книгу Ю. Егорова:

За постом, между автомобильной дорогой и станционными путями, видим плавный спуск с уровня автодороги на уровень станции (если обернуться назад - прим. моё). Это остатки некогда мощного куста подъездных путей, которые шли сразу к нескольким упоминавшимся выше крупным заводам: имени Серго Орджоникидзе, «Станкоконструкции» и станкостроительному же «Красному пролетарию». Железнодорожный путь пересекал Канатчиковский проезд, там стояли будка дежурного и шлагбаумы. Затем он поворачивал вправо, выходил к улице Вавилова и шёл параллельно ей по территории завода им. Орджоникидзе. На углу улицы Вавилова и нынешнего съезда на Третье транспортное кольцо находился ещё один переезд с будкой и шлагбаумами - точно на месте нынешнего главного входа в торговый центр. Современный съезд на Третье кольцо был тогда небольшим местным проездом, поэтому больших неудобств это пересечение не доставляло.

Пройдя через территорию завода им. Орджоникидзе, подъездной путь заходил внутрь цеха и появлялся в виде ещё одного переезда на улице Вавилова (на самом деле данный переезд был уже на улице Орджоникидзе - прим. моё). Сейчас на месте въездных ворот находится один из входов в торговый центр. Переезд через улицу Вавилова был основательный, с сигнализацией, шлагбаумами и глухим пересечением трамвайных и железнодорожных путей. Затем путь нырял во дворы, где до недавних пор сохранялся редкий в наше время прожекторный светофор, и выходил к заводу «Красный пролетарий», на территории которого и заканчивался.

В последние годы существования этого пути на нём работали небольшие тепловозы ТГМ23В, которые могли свободно проходить по заводским цехам. Поезд обычно состоял из такого тепловоза и нескольких товарных вагонов. Существует легенда, пока никем не подтверждённая и не опровергнутая, что подъездной путь разобрали слишком быстро и один из этих тепловозов не успели вывезти с завода им. Орджоникидзе. Говорят, что он до сих пор стоит где-то в недрах торгового центра, замурованный среди модных магазинов. Но, скорее всего, речь идёт о тепловозе ТГМ1, действительно забытом на заводской территории и вывезенном уже после разборки путей. Все подъездные пути были сняты в связи с закрытием заводов и строительством Третьего транспортного кольца в конце 1990-х.


На фото переезд через Канатчиковский проезд в 1988 г. (
источник).

-8

9. В наше время это место выглядит совсем иначе, но опознаётся довольно легко.

-9

10. Взгляд назад. Слева ранее была небольшая промышленная станция. Складское здание на заднем плане (бывшая плодоовощная база "Октябрьская") как ориентир.

-10

11. Вот это место в 1973 г. (источник).

-11

12. А вот и один из местных промышленных локомотивов в 1994 г. (источник). Складское здание на заднем плане опять-таки помогает точно определить направление. Дальнейшая судьба тепловоза после ликвидации ветви неизвестна.

-12

13. А теперь ещё разок посмотрим на саму станцию с возвышения на улице Вавилова над порталом Гагаринского тоннеля.

-13

14. С контактной сетью, конечно, всё видно не слишком хорошо.

-14

15. А вот этот же вид в былые времена, когда Кольцо было исключительно грузовым и тепловозным. Автор: Кондукторов К. Май 2007 г. (источник).

-15

16. И пару видов разных лет на станцию из портала тоннеля. Это март 2010 г. Автор: Black (источник).

-16

17. И июль того же года. Автор: Docfoc (источник).

-17

18. Ну, а теперь пойдём по следам куста подъездных путей. Май 2022 г. Улица Вавилова, вид в сторону улицы Орджоникидзе. Справа - ТРЦ «Гагаринский». Раньше здесь был переезд, а чуть дальше территория завода им. Орджоникидзе. Обратите внимание на обшитый вентфасадом дом с зелёной надписью район Донской на заднем плане.

-18

19. Вот он слева вдали на старой фотографии и служит как ориентир. Ещё нет никакого ТРЦ, справа проходят подъездные пути, а вместо Витязя по улице едет Татра. 1980 г. На месте ТРЦ ещё расположен пост централизации (за локомотивом) этих подъездных путей (источник).

-19

20. Как уже было сказано выше, пройдя через территорию завода им. Орджоникидзе путь выходил из цеха и пересекал одноимённую улицу. Здесь имелось и глухое пересечение с трамвайной линией (одно из восьми таковых на тот момент в Москве, сейчас осталось одно). 1995 г. (источник).

-20

21. Теперь это место выглядит так. Въездные ворота железнодорожного пути с предприятия превратились во вход в бизнес-парк «Орджоникидзе». Тут следует рассказать об истории завода:

Бывший станкостроительный завод им. Серго Орджоникидзе был одним из первенцев советского станкостроения. Был введён в строй 19.12.1932 как Государственное предприятие Московский станкостроительный завод имени Серго Орджоникидзе.

От первенца 1-й пятилетки, освоившего выпуск первых отечественных револьверных станков и токарных многошпиндельных автоматов до головного завода производственного объединения, выпускающего большую номенклатуру сложного уникального оборудования для автоматизации производственных процессов, от мелкосерийного до массового производства - таков славный путь завода.

В 1939 г. за успехи в создании новых типов станков и широкое развитие стахановского движения коллектив станкозавода награждается орденом Трудового Красного Знамени. За первые 10 лет освоил производство 48 типоразмеров станков.

В октябре 1941 завод был эвакуирован на Урал, оставшаяся часть работников выпускала продукцию для фронта. В 1942, по возвращении из эвакуации, завод был восстановлен; продолжая работать на нужды обороны, готовился к выпуску станков. Среди заводчан, ушедших в годы Великой Отечественной войны на фронт, четверо стали Героями Советского Союза.

С 1946 завод приступил к выпуску агрегатных станков, а затем и к созданию на их базе автоматических линий. В 1947 г. автоматические линии станкозавода для обработки блока цилиндров ЗИЛ-150 отмечаются Государственной премией СССР, а в 1952 году эту же премию получают создатели гаммы специальных станков для нарезания резьбы на нефтяных трубах и муфтах. Одновременно завод делает значительный шаг вперед в развитии традиционного для него производства автоматов и полуавтоматов.

За 1966—73 освоен выпуск крупных систем автоматических линий по обработке блоков цилиндров и головок блока автомобильных и тракторных двигателей. Продукция завода получает высокую оценку на международных выставках и ярмарках. Выпуск продукции увеличился в 1973 по сравнению с 1940 в 7,2 раза. За большие успехи в создании и оснащении промышленности высокопроизводительным оборудованием коллектив Московского станкостроительного завода в декабре 1975 г. награждается орденом В.И. Ленина, а в ноябре 1982 г. - орденом "Октябрьской революции". Специализация завода - выпуск автоматических линий, агрегатных и специальных станков. Затем, в результате перестройки и дальнейших событий уже в 90-е производство на заводе было остановлено. Славный путь закончился.

-21

22. Вид на путь со стороны бывших ворот. Это и следующее фото любезно предоставлено Александром Елагиным, автором замечательного сайта «Путеводитель по трамвайной Москве». Июль 2000 г.

-22

23. И без трамвая. Дальше ветка по дуге ныряла во дворы.

-23

24. Теперь на месте ветки небольшой проезд.

-24

25. Двор. Раньше слева были гаражи и, если обернуться, то до недавних пор можно было увидеть упомянутый выше редкий прожекторный светфор. Они интересны тем, что внутри находятся 3 цветных линзы, которые в зависимости от необходимости вращаются, и показывают нужный цвет.

-25

26. Вот как он выглядел в 2006 г. (источник). Ныне в России они являются большой редкостью. Почти как семафоры.

-26

27. Дальше путь шёл здесь, а затем раздваивался.

-27

28. Здесь было уже два пути.

-28

29. Пути выходили к улице Стасовой и пересекали её вот здесь. Сохранились въездные ворота.

-29

30. А переезд выглядел вот так. Этот снимок 1955 г. темноват, но общее представление даёт (источник).

-30

31. А вот снимок 1976 г. Здесь хорошо видны оба пути и шлагбаум (источник).

-31

32. Одни из въездных ворот в наше время. В 2006 г. на территории ещё сохранялись фрагменты железной дороги. Как сейчас не знаю.

Сам бывший Московский станкостроительный завод «Красный пролетарий» им. А. И. Ефремова был одним из старейших предприятий станкостроения СССР. Сыграл значительную роль в развитии станкостроения в СССР. Выпускал универсальные токарно-винторезные и специальные станки.

Основан 26 марта 1857 г. английскими предпринимателями, принявшими русское подданство, братьями Бромлей. Сначала это была небольшую мастерская для изготовления топоров, пил, молотков, серпов и кос. В 1864 г. братья Бромлей для расширения производства приобрели у Калужской заставы против Нескучного сада часть парка (10,5 га) с постройками. К началу 1870-х гг. возведены два больших двухэтажных корпуса. В 1878 фирмой построены мастерские для сборки больших и тяжёлых машин. Оборудование частью заказано на германских, московских и петербургских предприятиях, частью — выполнено на заводе Бромлеев. К началу XX в. завод состоял из 6 цехов общей площадью около 15,5 тыс. м2. В 1914 насчитывалось 37 строений (из них 25 каменных). Имелся водопровод. В ноябре 1918 предприятие было национализировано. В 1922 по просьбе рабочих получил название «Красный пролетарий», стал специализироваться на выпуске металлорежущих станков и двигателей внутреннего сгорания. В 1944 впервые в мировой практике станкостроения на заводе внедрена конвейерная сборка станков. С 1951 года - Московский станкостроительный завод Красный пролетарий им. А. И. Ефремова.

На заводе 3 было вида производства: крупносерийное (универсальные токарные и прецизионные станки, а также станки с числовым программным управлением); серийное (вертикальные многошпиндельные полуавтоматы); мелкосерийное и единичное (специальные станки различных моделей главным образом для автомобильной и тракторной промышленности). Завод награждён орденом Ленина (1939), орденом Трудового Красного Знамени (1957) и орденом Октябрьской Революции (1971).

На внеочередном общем собрании акционеров ОАО «Красный пролетарий» 30 ноября 2007г. разделился на два юридических лица – ОАО «КП» и ОАО «РН-Влакра». Территория и строения завода достались компании "РН-Влакра". ОАО "КП" разместилась у м. «Калужская», в 2015 г. была ликвидирована.

-32

33. В 2006 г. как раз был опубликован любопытный материал, снятый автором trank182, несколько снимков из которого я позаимствовал для наглядности. Рельсы под асфальтом на территории.

-33

34.

-34

35. Могу предположить, что некогда здесь обитал заводской локомотив.

-35

36. Во всяком случае, помещение похоже на бывшее промышленное депо.

-36

37. Также не могу не упомянуть о ещё одном ответвлении куста, от которого ныне не осталось ничего, а именно о ветке на завод «Станкоконструкция». Фото переезда на 5-м Донском проезде (той его части, что расположена уже за ТТК, ближе к центру), сделанные автором Alevaresan, были опубликованы здесь в 2005-м году.

-37

38. В описании оттуда же:

На территории завода им. С.Орджоникидзе от основного пути куста отходило ответвление на ЭНИМС «Станкоконструкция», которое также раздваивалось и пересекало 5-й Донской проезд. Сооружено оно было предположительно в 30-е годы вместе с самим ЭНИМС (Экспериментальным научно–исследовательским институтом металлорежущих станков). На воротах со стороны завода им. С. Орджоникидзе еще осталась надпись: «Внимание! У ворот машины не ставить!». Возможно, что этот единственный сохранившийся фрагмент путей скоро будет навсегда похоронен под новым асфальтом.

По факту сейчас там уже ничего нет. В последние годы АО "Экспериментальный НИИ Металлорежущих Станков", зарегистрированное в апреле 1993 г., является как бы правопреемником Экспериментального научно-исследовательского института металлорежущих станков (ЭНИМС), на основе НИИСТИ и ЦКБ, основанного 19 мая 1933 г.

За годы деятельности ЭНИМС разработал и передал для освоения промышленности более 3000 моделей и типоразмеров металлообрабатывающих станков, станочного оборудования и узлов, десятки гибких производственных систем–участков, цехов, автоматизированных заводов, сотни новых технологических процессов. Впервые в мире ЭНИМСом были разработаны и созданы станки с ЧПУ и электроэрозионные станки.

Пишут, что ЭНИМС в последние годы участвует в работах по федеральным целевым программам, задействован в работах по госконтрактам, постоянно участвует в международных выставках и ведёт активную работу по патентованию современных разработок. За три года получено более 20 патентов на разработки института. Возможно, что какие-то работы до сих пор действительно ведутся, хотя ещё 6 лет назад был план снести всё и как обычно застроить человейниками. Но так или иначе, от железной дороги там не осталось и следа. Даже ворот.

-38

39. Ну, а теперь возвращаемся в наше время на улицу Стасовой. Вместо путей теперь шаурма.

-39

40. Интересное здание 1984 г. на территории бывшего «Красного пролетария».

-40

41. Сталинки 1950 и 1952 (на заднем плане) годов по улице Стасовой. Вид в сторону Ленинского.

-41

42. Ну, а к метро я шёл по 2-му Донскому проезду. Здесь тоже есть на что взглянуть. Справа располагаются корпуса Московского производственного объединения «Металлист» (бывш. Московский металлообрабатывающий завод им. Н.А. Семашко).

-42

43. В октябре 1916 г. в Москве близ Калужской заставы у Донского проезда по указу императора Николая II было начато строительство первого в стране протезного завода. Строительство завода было связано с притоком инвалидов с фронтов Первой мировой войны. Построенный завод в 1916-1919 гг. имел медицинскую и производственную части. Пропускная способность завода была невелика. Но, несмотря на это, создание протезного завода было определённым прогрессом в развитии протезирования в России.

После революции в стране быстрыми темпами шла индустриализация страны, создавались новые отрасли машиностроения, на страну надвигалась угроза новой войны. В 1941 г. завод приступает к выпуску оборонной продукции. В 1942 г. по решению Государственного Комитета Обороны завод переходит на выпуск основной протезной продукции. В труднейших условиях Великой Отечественной войны, когда массы людей хлынули огромным потоком из госпиталей, завод сумел выстоять, перестроиться и возвратить к трудовой деятельности инвалидов.

С 1946 г. на заводе разрабатываются и внедряются в протезную промышленность конструкции узлов максимальной готовности. В 1952 г. на заводе начинается технологическая перестройка производства – широкое внедрение алюминиевых сплавов. 1954 г. является началом первой послевоенной реконструкции с заменой устаревшего станочного оборудования, переводом кузнечного цеха на газовый нагрев. В 1960 г. начато производство трубчатых узлов максимальной готовности для протезов нижних конечностей из алюминиевого сплава с эластичной облицовкой.

В 1989 г. на Министерство общего машиностроения СССР была возложена ответственность за осуществление научно-технической политики в области протезостроения и удовлетворения потребности населения в протезно-ортопедических изделиях.

В этой связи с 1 октября 1989 г. из ведения Министерства социального обеспечения РСФСР объединение «Металлист» переходит в ведение Министерства общего машиностроения СССР. Последнее позволило не только повысить технический уровень предприятия, но и создать условия для развития научно-исследовательских, конструкторских и технологических разработок.

-43

44. На сегодняшний день предприятие занимает около 30% рынка отечественного производства узлов, полуфабрикатов и другой протезно-ортопедической продукции, Выпускает более 700 различных наименований изделий. 16 января 2012 г. преобразовано в Открытое акционерное общество «Московское производственное объединение «Металлист» (ОАО «МПО «Металлист»).

-44

45. А слева расположен памятник архитектуры - общежитие МГЮА им. О.Е. Кутафина (т.н. дом-коммуна или «Белое общежитие»).

-45

46. Пятиэтажное кирпичное здание построено в середине 1920-х гг. Ранее это было общежитие Текстильного института (МТИ) — это название он носил с 1923 по 1981 г.

Объёмно-пространственная композиция, включая форму плана, скруглённые лестничные выступы, эркеры, дымовые трубы, крыльца здания сохранилась с середины 1920-х гг. Два крыла здания образуют двор сужающейся формы, ориентированный на север. Незначительный сдвиг пятиэтажных фланкирующих корпусов внутрь двора позволил осветить коридоры через торцевые проёмы, а также с обеих сторон создать открытые общественные балконы. Балконы также были сделаны с северо-западной стороны на фасаде, выходящем на 2-й Донской пр. Глухими бетонными парапетами отделены от стены балконы с южной стороны, которая своим фасадом обращена на торец общежития Ивана Николаева. Первоначально боковые крылья были пятиэтажными, центральная часть — двухэтажной. Над вестибюлем располагался остеклённый зал.

В стилистическом отношении рассматриваемое здание вбирает в себя наиболее типичные элементы стиля конструктивизм: коридорную систему, выступающие объёмы лестничных клеток с остеклённым центром между ними, угловые балконы с глухими бетонными парапетами. Небольшой масштаб, лаконичность облика всего комплекса, без перенасыщения его характерными элементами свидетельствуют о его принадлежности к раннему этапу конструктивизма. Первоначальный вид здания был отчасти изменён в 1938 г. во время реконструкции — центральная часть здания была доведена до уровня 5 этажей, наружные стены надстройки были также выполнены из кирпича, а фасады, кроме центрального дворового, были оштукатурены. Кровля предполагалась двухскатной, из железа.

В 2008 г. после пожара в здании был проведён капитальный ремонт. В результате изменений, включая значительное сокращение площади остекления, а также в следствии установки стеклопакетов, одна из ярких особенностей конструктивизма — сплошное остекление, аккуратно обрамлявшее углы выступающих объёмов и придававшее зданию индивидуальный облик ныне утрачено. С 2015 года общежитие передано МГЮА им. Кутафина.

-46

47. Рядом во дворе располагается ещё один выдающийся образец конструктивизма - Общежитие МИСиС, также дом-коммуна, построенный по проекту архитектора Ивана Николаева в 1931 г., один из немногих оставшихся в столице уникальных памятников эпохи конструктивизма. В комплексе три корпуса: спальный, санитарный и трёхэтажный учебный.

Дом-коммуна предназначался для «парттысячников» – мобилизованной в вуз трудовой, преимущественно крестьянской, молодежи. К концу трехлетнего срока обучения студент должен был стать не только специалистом, но и современным горожанином, отучившись от прежних бытовых привычек. Выстроенное по канонам «советской коммунистической этики и морали» здание состоит из трех соединенных между собой корпусов. В широком трехэтажном корпусе находились комнаты для общения, большая библиотека, где студенты делали домашние задания, (зубчатая кровля – это т.н. шедовые фонари, через которые в зал проникал верхний свет), к которому примыкали два яруса маленьких кабинетов для индивидуальных занятий (кабинеты освещались через ленточные окна), а также столовая и кухня, расположенная в дальнем от ул. Орджоникидзе конце. Поперечный корпус – гигиенический, там находились души и туалеты. Часть нижнего этажа узкого и длинного спального корпуса занимал тир, а другая половина поднята на столбы по заветам Ле Корбюзье.

-47

48. И на этом всё.

-48

Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. А в следующем выпуске о соединительной ветви № 20 от станции Канатчиково к Москве-Товарной-Павелецкой. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Пишите комментарии, ставьте лайки и, разумеется, не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

Также буду очень признателен, если вы поделитесь понравившимися вам моими рассказами с подписчиками, друзьями и знакомыми с помощью кнопки "Поделиться". Спасибо!

Навигация по циклу:
> Часть 1-я
> Часть 2-я
> Часть 3-я
> Часть 4-я
> Часть 5-я
> Часть 6-я
> Часть 7-я
> Бонус: Осенний вечер на станции Коломенское