Через некоторое время мне позвонили из строительного отделения института и предложили поработать консультантом по железобетону у дипломников. Нам требовались деньги и я согласился.
В городе Рудном я увидел последствия ошибок руководителей высшего ранга. В то время осваивали целину в Казахстане. Вырастили хороший урожай пшеницы. Со всей страны присылали комбайны с комбайнерами для уборки урожая, машины с шоферами для ее вывоза с полей. Пшеницу свозили на железнодорожные станцию, а отсюда вглубь страны. Железнодорожники не в состоянии были вывезти зерно и оно лежало в огромных кучах на железнодорожных станциях. Когда я приехал на железнодорожную станцию в г. Рудный за супругой и дочкой, над зерном стоял пар-зерно горело. Его вырастили, убрали, вывезли на станцию и...сгноили.
В то время предприятия оценивались по работе плюс разные мероприятия. Одним из мероприятий было состояние спортивной работы. Проводились соревнования между всеми предприятиями района по многоборью, которое включало бег, прыжки, стрельбу… Меня спросили могу ли я возглавить команду управления на соревнованиях. Я согласился. Нашел желающих участвовать. Но … Соревнования проводились в субботу, а в пятницу выдали зарплату.
Приходим мы с супругой на соревнования, а спортсменов с нашего управления никого нет. Да и в других не лучше. Я участвовал во всех забегах на длинные и короткие дистанции, прыгал в длину, высоту, бросал гранату. Зина в женских… Только на стрельбы пришли немного протрезвевшие ребята. В результате наше управление заняло первое место среди строительных управлений. В забеге на 5 км меня удивил один спортсмен. Он с места начал бег как на короткую дистанцию. Я бегал не плохо и был в 10 первых, но этого парня я видел только на старте. Оказалось, что это чемпион СССР и чемпион мира по лыжам. Потом я часто видел этого парня с окна автобуса, Мы ехали на работу, а он бежал на комбинат.
Через 2 года наша дочь Полина сильно простудилась и ее взяли лечить в больницу. После анализов нам сказали, что у нее белокровие...Мы очень испугались. Я связался с братом в Киеве. Благодаря сестре жены брата (Люба, спасибо!) дочь взяли на консультацию в ОХМАТДЕТ (лучшая детская больница в Украине) в Киеве. Просто так туда попасть не киевлянам было невозможно. Вердикт врача: Дочери нужно для выздоровления ТРИ Ц (яйце, сальце, маслице). Супруга поехала к моим родителям, у которых были куры, а у соседей была корова. Там ее быстро вылечили. И мы переехали жить на Украину.
ЗЖБК-2, Первомайский
Я через товарища нашел работу на Первомайском ЗЖБК-2, где обещали вскоре дать квартиру. Работал зам. начальника арматурного цеха. Оказалось, что я профан в вопросах арматуры. На стройке использовалось два вида, а тут около 8. Девочка -технолог презрительно усмехалась: инженер ,а не может отличить один вид арматуры от другого. Через несколько дней я все усвоил. Тут случился жуткий случай. Сижу я в небольшой пристройке в цеху, занимаюсь чертежами. Снаружи жуткий крик. Выскакиваю, вижу в станок затягивает руку арматурщика. Женщины мечутся вокруг, кричат , но не знают как остановить станок, арматурщик упирается, но… Я подскочил к общему рубильнику и выключил свет во всем цеху. Потом освободили и руку. Все обошлось, в станок затянуло рукав куртки, а руку только поцарапало.
Чертежи для армирования колонн, балок, ригелей и других спец изделий были сложные и обычно их разбирал главный технолог завода. Теперь это делал я. Часто в чертежах закладывали арматуру разных диаметров и разных классов. У нас такого разнообразия не было, нужно было заменять на имеющуюся. Такие замены делались каждый день. Формовщики не могли армировать формы пока не сделают замены за подписью гл. инженера, потом нарежут нужную арматуру и сварят каркасы. Я сделал замены типовых изделий( 90 % всех изделий завода) , подписал их у главного технолога и гл. инженера. Потом сделал таблицу при замене с одного класса на другой. Это очень ускорило работу. Гл технолог и гл инженер, которые раньше каждый день начинали работу с арматурного цеха, перестали у нас появляться.