Найти тему
ТВ ШКОЛА 5+

Задание 27 ЕГЭ по русскому языку: учимся писать сочинение по художественному тексту Л.В. Вертеля с досрочного экзамена.

В одной из своих статей я уже писала, каким должен быть комментарий в экзаменационном сочинении и чем он отличается от пересказа.

ЗАДАНИЕ 27 ЕГЭ РУССКИЙ КОММЕНТАРИЙ. КАК ЕГО НАПИСАТЬ?
ТВ ШКОЛА 5+11 января 2023
ЗАДАНИЕ 27 ЕГЭ РУССКИЙ. ПИШЕМ КОММЕНТАРИЙ.
ТВ ШКОЛА 5+13 января 2023

В данной – продемонстрирую, как можно выстроить работу с художественным текстом на уроках русского языка для успешного написания творческой работы выпускником.

Думаю, ни для кого не секрет, что на ЕГЭ для написания сочинения-рассуждения учащимся предлагается большое количество текстов и публицистического, и художественного стиля. Поэтому знание языковых особенностей каждого из них является ключом к разгадке «тайны» текста.

Так, понимание учащимися основного назначения публицистического стиля – влиять на общественное мнение, формировать его - позволяет им, как правило, безошибочно определить проблему исходного текста.

По сути, важно научить наших детей видеть в анализируемом тексте особенности определённого стиля и через них осмысливать содержание.

Как правило, тексты художественного стиля, предложенные на ЕГЭ, вызывают при анализе особые трудности. Поэтому следует учитывать, что в художественном тексте внимание автора обращено к внутреннему миру человека.

Писатель, изображая какое-либо жизненное явление, выражает свое отношение к происходящему, но не дает ему прямую оценку. Значит, проблема в художественном тексте «скрыта», поэтому нужно проанализировать ситуацию, описанную автором, обратить внимание на чувства героя, его мысли и поступки, не забыть и об анализе диалогов персонажей (при наличии таковых в тексте).
-2

Для этого также можно воспользоваться схемой, предложенной в пособии Н.А. Сениной, А.Г. Нарушевича «Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки»:

герои – информация о героях – поступки героев, что происходит - как раскрываются герои, мысли и оценка автора.

Также помните о том, что авторская позиция в тексте художественного стиля – это отношение писателя к персонажу, который является носителем идеи (проблемы).

Поэтому определяем ее, работая над характеристиками героев, анализируя их поведение, ситуации, в которые они попадают, выделяя художественные средства выразительности. Следовательно, рассказать о позиции автора можно не только с помощью слов автор считает, по мнению автора, но и с помощью слов, словосочетаний и предложений, содержащих эмоциональные и оценочные компоненты: автор передает горечь …, читатель не может не почувствовать боль героя. Авторская позиция может характеризоваться самыми разными чувствами: автор восхищается поступком героя или, наоборот, мы чувствуем авторское осуждение и др.

Комментарий к проблеме, поднятой в тексте художественного стиля, тоже требует другого подхода.
-3

Итак, предлагаю Вашему вниманию разбор текста Л.В. Вертеля "Чайка". Не судите строго, ведь я еще считаюсь молодым специалистом по возрастным рамкам;)

-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14

Уважаемые подписчики и гости канала! Буду признательна Вам за обратную связь. Мне очень важно знать и понимать, что мои публикации полезны. Поэтому жду ваших комментариев и "огонечков". Также напишите, интересен ли Вам пример комментария, написанный моим учеником по данному тексту.

-15
Комментарий в сочинении ЕГЭ по русскому.
ТВ ШКОЛА 5+21 апреля 2022
Сочинение на ЕГЭ по русскому языку (по тексту К.Паустовского о русском языке).
ТВ ШКОЛА 5+30 апреля 2022