Под названием «Леопард» практически все представляют первый послевоенный немецкий танк собственной разработки, ставший основным танком бундесвера. Однако, проект с названием «Леопард» появился на два с лишним десятка лет раньше, еще в годы Второй мировой войны. Сведения об этом проекте настолько противоречивы и запутаны, что история появления первой кошки напоминает круто замешанный детектив…
Во все времена разработку и появление новых видов вооружения стимулируют и ускоряют войны. То, что в мирное время долго считалось нормой, быстро устаревает, не успев приспособиться к быстро меняющейся тактике. Еще до окончания Польской кампании родилась идея «единой разведывательной машины», легкого разведывательного танка. Летом 1940 года концепция окончательно сформировалась и к разработке будущего «Luchs» на конкурсной основе приступили фирмы MAN, Škoda и BMM.
Опыт Французской кампании и, особенно, начавшееся вторжение в Советский Союз подогрели аппетиты военных, захотелось более мощную машину. Новый танк предназначался для выполнения довольно нестандартной для того времени задачи, ведения разведки боем. Соответственно он должен был получить более мощное вооружение и бронирование, чем разведывательный танк Pz.Kpfw.II Ausf L «Luchs» (даже за счет снижения скоростных характеристик) и планировался для его замены.
Первая спецификация на новый танк была разработана в 1941 году, причем от проектировщиков ожидали улучшенную версию «легкого танка тяжелого бронирования» Pz.Kpfw.II Ausf J. Сохраняя уровень защиты, он должен был стать быстрее и получить нормальную пушку.
Надо сказать, что MAN практически сразу с появлением спецификации приступил к разработке более крупного «разведчика», взяв за основу свою разработку среднего танка, одного из предков «Пантеры». И к зиме показал эскизный проект и деревянную модель. Проект получил индекс VK 1602 и по толщине лобового бронирования соответствовал Pz.Kpfw.II Ausf J, плюс еще и с рациональными углами наклона.
Однако, средний танк был в большем приоритете, и MAN предложили ускориться с «Пантерой», а разведчика отобрали, передав в марте 1942 года проектирование шасси в MIAG. В это же время будущий танк, с легкой руки доктора Порше, возглавлявшего на тот момент Танковую комиссию (созданную в противовес 6-му отделу Управления вооружений) получил и собственное имя «Леопард».
Существует спорная версия, что конкурент MAN в создании «Пантеры» Daimler-Benz в инициативном порядке вел разработку своего «разведчика», по образу и подобию основного проекта с трансмиссией и ведущими колесами в корме машины. Но проиграв основной проект, охладел и к малому, оставив за собой только разработку башни. Вполне возможно, в современных реконструкциях и статьях танковедов (например, Барятинского) часто проскакивают схемы и модели «Леопарда» с задним расположением ведущих колес.
Результат (готовность к производству) ожидали получить уже к октябрю. Поскольку ТЗ было довольно расплывчатым, не смогли определиться даже с классом (средний или тяжелый), MIAG параллельно разрабатывал две версии. Одна быстроходная, но с легкой броней, весом 18 тонн, другая не такая шустрая, но более тяжелобронированная 26 тонная машина.
Летом 1942 года Гитлер отдал предпочтение более тяжелому варианту. Вероятно, причиной послужили закончившийся в июне второй этап сравнительных испытаний прототипов легких разведчиков. Победил оригинальный проект фирмы MAN, опередив конкурентов из Škoda и BMM с прототипами на базе чехословацких LT vz.35 и LT vz.38 соответственно. Разумеется, производить немного более тяжелый аналог смысла не было. Тем более, что на «Luchs» уже был выдан заказ в объеме 800 штук, причем, начиная с 100-й машины «Luchs» должен был получить 50 мм пушку, которой предполагалось оснащать и «Леопард».
Несмотря на это, MIAG продолжил разработку легкого, и оказался прав. В сентябре Гитлер окончательно поставил крест на этом варианте, но уже в октябре на совещании с его участием, было принято решение запустить в серию легкую машину. На своем сумели настоять военные, считая, что маневренность и скорость важнее толстой брони.
Первый серийный ждали в апреле 1943 года, а к осени ежемесячно не менее 20.
22-х тонный «Леопард» (в 18 так и не влезли) получил 60 мм бронирование корпуса и 80 мм башни. Вооружение 50-мм с длиной ствола 60 калибров пушка KwK 39, спаренная с пулеметом MG 42.
Мощный, 550-ти сильный двигатель совокупно с трансмиссией, содержащей полуавтоматическую коробку передач и многоступенчатый механизм поворота, должны были обеспечивать скорость 60 км/ч по шоссе и 30 по грунтовке. Солидный запас хода, 500 и 300 км соответственно.
Широкие гусеницы как у «Пантеры», 650 мм обеспечили проходимость, удельное давление (0,58 кг/см2) даже ниже, чем у эталонной на тот момент «тридцатьчетверки» (0,68 кг/см2).
Корпус из сваренных с рациональными углами наклона листов, даже более стойкий, чем у «Пантеры», а обтекаемая башня выделяется литой маской пушки типа «Saukopf», или «свиное рыло».
Испытания, проведенные в конце 1942 года, показали его несомненные преимущества перед «Luchs». В тех же габаритах удалось создать «котенка «Пантеры», такого же быстрого, но с лучшей проходимостью, защищенностью и вооружением чем его сестричка «Рысь».
Что касается большей массы, то «Luchs», в случае вооружения его 50 мм пушкой практически догонял его по весу.
Несмотря на столь обнадеживающий старт, программа предусматривала создание как минимум 339 штук «тяжелых разведчиков», он так и остался на стадии макетов. Даже на испытаниях он бегал с башней Pz.Kpfw.II Ausf.G с демонтированным вооружением, так как Daimler-Benz, по обыкновению, не уложился в сроки.
В начале января 1943 года Гитлер лично вычеркнул из программы создания танков «Леопарда», а в феврале аннулировали и заказ на производство. Считается, что вермахту «тяжелый разведчик» показался слишком тяжелым, но это не вполне справедливо на фоне того, что проектирование «тяжелых разведчиков» продолжилось на базе «Пантер». Просто это оказалось дешевле и практичнее, так как «Леопард» отличался от серийных «трешек» только несколько большей подвижностью и лучшей защитой, но с тем же калибром вооружения уже не мог соперничать с танками Т-34 и «Шерманами».
⚡«То, что видел – не передать никакими фильмами!»- рассказ танкиста ИСУ-152 о боях в Сталинграде, и под Варшавой
Единственным полезным «выхлопом» проекта стала башня. Она оказалась настолько удачной, что после некоторого упрощения пересела на тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2 «Пума». Любопытно, но автор этой башни, Херберт Кунце все же увидел свои башни на «Леопардах». Он разрабатывал башню для основного танка бундесвера «Леопард 2», но это было уже через три десятилетия, да и «Леопард» стал совсем другим.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, большой потенциал был у Леопарда?