Диалог — встреча интеллектов, коммуникативный акт, посредством которого достигается новое знание, совместное открытие.
Модель речевой коммуникации
Речевая коммуникация осуществляется с помощью средств информации, в основе которой лежит основная схема-модель, компонентами которой являются:
1. Отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек;
2. Получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек;
3. Сообщение (текст в устной или письменной форме) – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией не может быть речевой коммуникации.
Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом (например, в диалоге – реплика одного из собеседников). Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:
Отправитель (кодирование) передает информацию — Сообщением (содержит информацию) — Получателю (декодирование) расшифровка — понимание полученной информации.
Речевая коммуникация – это общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор или беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией (чтение, письмо и т. д.).
Основная цель речевого общения – обмен информацией.
В соответствии с этим задачи, которые решает человек в процессе общения, можно свести к следующим основным:
• эффективное получение информации;
• эффективная передача информации;
• достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию;
• получение дополнительной информации о собеседнике;
• позитивная самопрезентация.
Эффективное получение информации относится как к устной, также и к письменной речи, и зависит от уровня владения навыками чтения и слушания.
Эффективная передача информации (в письменной и устной формах) предполагает владение навыками письма и говорения.
Достижение поставленной цели путем убеждения собеседника предполагает знание основных риторических приемов (как в устной, также и в письменной речи), а также владение речевыми тактиками убеждения и побуждения.
Получение дополнительной информации о собеседнике возможно на основе знания основных закономерностей функционирования языка в обществе (чтобы определить уровень социально-культурного развития человека, его социальную принадлежность), умения различать оттенки интонации и голоса собеседника (чтобы оценить его эмоциональное состояние), умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст.
Позитивная самопрезентация означает способность произвести хорошее впечатление на собеседника (или на читателя) и предполагает владение основами культуры речи, что включает в себя и знание норм языка, и умение «исполнить» свою речь в приятной для собеседника манере, продемонстрировав свои положительные качества.
В психологии считается, что вербальное (абстрактное) и невербальное (пространственное) мышление зависит от типа интеллекта. Вербальный интеллект позволяет индивиду систематизировать и тщательно анализировать приобретённые знания с помощью набора слов, овладевать чтением, письменной и устной речью. Он отражает словесно-логическое мышление. Это и есть пример вербального мышления.
Словесно-логическое мышление (вербально-логическое мышление) — один из видов логического мышления, характеризующийся использованием языковых средств и речевых конструкций. Данный вид мышления предполагает не только умелое использование мыслительных процессов, но и грамотное владение своей речью.
Вербальное мышление протекает в словах, использует в качестве знаковой системы речь.
Страница 2 Психоанализ