Космонавт №1 Юрий Алексеевич Гагарин известен всему миру. Сержант ВВС Сергей Нефедов неизвестен практически никому. А ведь именно он во многом был первопроходцем для последующего полета Гагарина.
Советский космонавт-испытатель Нефедов был дважды засекречен. Впервые — когда попал в группу испытаний для кандидатов в космонавты СССР. Этому подразделению был присвоен статус особой государственной важности. Во второй раз — из-за уголовного дела, которое пришлось засекретить, так как фигурант оказался военным испытателем и носителем секретов.
Когда стрелка-радиста Нефедова, который служил в одном из бомбардировочных полков, в декабре 1960 года вызвали к командиру полка — он недоумевал, за какие прегрешения. Но позже выяснилось, что всему виной его отличное здоровье и физическая форма. Сергею предложили попробовать себя в группе штатных испытателей Института авиационной и космической медицины.
Сразу предупредили — нагрузки будут запредельными, не каждое здоровье выдержит. Парень согласился. Предложение показалось интересным, а возвращаться в родное село он не хотел, собирался оставаться на сверхсрочную.
Ему присвоили звание ефрейтора и направили для прохождения службы в в/ч 64688. Там парень познакомился с другими ребятами, кандидатами в космонавты. Почти все они были офицерами ВВС, лишь несколько ребят носили погоны рядового и сержантского состава. Нефедов отлично прошел первые испытания и стал заниматься по кандидатской программе подготовки космонавтов.
Сергей Нефедов был наземным дублером Юрия Гагарина (рост и вес у них был примерно одинаковым). Друзья в шутку называли его Космонавт №0. С Нефедова снимали мерки для изготовления первого скафандра. Сергей наравне со всеми занимался испытательной работой, переносил перегрузки, аналогичные входу в атмосферу, отрабатывал ситуации взрывной декомпрессии. Более 10 суток провел в барокамере, в условиях, максимально приближенных к орбитальному полету.
С триумфом вернулся из космоса Юрий Гагарин. А первый состав испытателей редел. Уже погиб на испытаниях Валентин Бондаренко. Владимир Дубас повредил позвоночник на испытаниях катапульты. У Владимира Сидоренко отказала печень во время экспериментов в скафандре. Отчислены из состава отряда космонавтов СССР Г. Нелюбов, И.Аникеев, В.Филатьев. А сержант Сергей Нефедов продолжал испытания, в том числе и особо опасные, с риском для жизни.
За мужество и выдающие заслуги, проявленные в ходе испытательного процесса, был награжден орденом Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги", Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ, ценным подарком от МО СССР. Да, Сергей Нефедов не полетел в космос, но данные его экспериментов послужили залогом безопасности тех, кто отправился в звездное небо.
Нефедов закончил Московский авиационный институт, стал офицером, в начале восьмидесятых служил начальником службы тыла части ВВС, которая была связана с обеспечением космических полетов. И тут бес попутал майора Нефедова.
Офицеры, промышлявшие хищениями и должностными подлогами, втянули его в свою шайку. Его вина заключалась в том, что в канун 1980 года присвоил себе два импортных магнитофона, поступивших из Японии по заявке ВВС, а еще четыре японских магнитофона передал подельникам.
В феврале 1983 года было возбуждено уголовное дело, в сентябре 1984 года начался закрытый судебный процесс. В декабре 1984 года все обвиняемые по делу признали свою вину в хищениях государственного имущества в особо крупном размере путем злоупотребления служебным положением (статья 93-1 УК РСФСР).
Группа космонавтов СССР (Егоров, Феоктистов, Атьков, Николаев) выступила в защиту Нефедова. Летчик-космонавт А.Г.Николаев, как депутат Верховного Совета СССР, обратился к председателю военного трибунала округа с ходатайством в котором говорилось:
"Прошу Вас снисходительно решить вопрос о его судьбе и не считать его общественно опасным..."
На С.П. Нефедова были предоставлены отличные характеристики с мест службы, выписки из наградных приказов.
Суд принял во внимание испытательную исследовательскую работу Нефедова и то, что он "длительное время являлся испытателем космической техники, принимал непосредственное участие в подготовке первого пилотируемого космического полета". А также учел все ходатайства, характеристики, заслуги, награды, чистосердечное раскаяние и добровольное возмещение части ущерба.
20 декабря 1984 года Сергей Нефедов был приговорен к четырем годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии усиленного режима, без конфискации имущества.
При этом его не лишили воинского звания (уволен в запас) и государственных наград. Более того, Московский окружной военный суд вынес ходатайство перед МВД с просьбой не лишать Нефедова и членов его семьи (жена, двое детей) права проживания в г.Москва. И МВД СССР эту просьбу удовлетворило.
После освобождения Нефедова приняли в НИИ авиационной медицины в качестве испытателя ИАКМ (тут похлопотали товарищи космонавты, т.к. Сергей Павлович остался без средств существования, с судимостью никуда не брали).
После развала СССР его ставку сократили. Нефедов работал грузчиком в издательстве, сотрудником в коммерческой компании.
Сейчас на заслуженной пенсии, как майор в отставке. В 2011 году получал по пенсии 7.980 рублей (было его интервью с журналистом "Комсомолки"). Никаких льгот как испытатель не получил, т.к. по его словам, все эксперименты носили статус засекреченных. Сергей Павлович прожил достойную жизнь, которую омрачил лишь один проступок, за который он расплатился сполна.