Найти тему

Когда у России появится свой MQ-9 Reaper?

Оглавление
Одна из фотографии перспективного беспилотника «Альтиус», фото: Минобороны РФ
Одна из фотографии перспективного беспилотника «Альтиус», фото: Минобороны РФ

Россия с существенным опозданием включилась в процесс создания и разработки собственной беспилотной авиации, отдавая приоритет традиционным самолетам и вертолетам. Удивительно, как были проигнорированы разработки ведущих западных стран.

Тот же самый MQ-9 Reaper, который в состоянии выполнять большой спектр разведывательных и ударных задач, совершил свой первый полет ещё в 2001 году, став лишь отправной точкой в разработке и внедрении все новых и новых беспилотников.

Какие-то изменения в России начались только при неоднозначном министре обороны Анатолии Сердюкове, который стал объектом для критики на десятилетия вперед.

Но именно при нем был разработан единственный российский массовый и достаточно эффективный (за свои деньги) многофункциональный беспилотник «Орлан-10», который изготавливается тысячами экземпляров.

Израильский IAI Searcher II ВВС Сингапура, в России превратился в «Форпост», фото: wikimedia.org
Израильский IAI Searcher II ВВС Сингапура, в России превратился в «Форпост», фото: wikimedia.org

Также именно при Сердюкове у Израиля был приобретен разведывательный беспилотник IAI Searcher II вместе со всеми технологиями и лицензией на производство. С 2012 года производство его локализованной версии началось уже непосредственно в России под названием «Форпост» на мощностях Уральского завода гражданской авиации (УЗГА).

Тогда же в начале 2010-х годов начались работы над созданием более крупных беспилотников, которые по своим летно-техническим характеристикам могли бы соперничать с массовым американским MQ-9 Reaper. Спустяи десятилетие ни один из этих проектов не добрался до круносерийного производства.

Наш ответ Чемберлену – беспилотник «Альтиус»

«Альтиус» он же «Альтаир» можно назвать российским аналогом MQ-9 Reaper и по форме, и по содержанию. Это разведывательно-ударный БПЛА большой продолжительности полета массой до 5 тонн. Разработка аппарата ведется с 2011 года.

Первый полет аппарата состоялся в июле 2016 года. 20 августа 2019 года Минобороны России опубликовало видео первого полета беспилотника в модификации «Альтиус-У» полностью в автоматическом режиме. В феврале 2021 года появилась информация, что армия заказала первую партию беспилотников.

Ударно-разведывательный беспилотник «Альтиус-У» в полете, кадр из видео Минобороны РФ
Ударно-разведывательный беспилотник «Альтиус-У» в полете, кадр из видео Минобороны РФ

В июне 2021 года беспилотник впервые применил оружие в рамках испытаний на военном полигоне. В декабре того же года завершились испытания версии беспилотника «Альтиус-РУ».

На судьбу беспилотника повлияли два обстоятельства. Во-первых, он создавался под немецкие дизельные 12-цилиндровые двигатели RED A03/V12. После блокировки их поставок, двигатели пришлось менять на ВК-800В, созданные КБ имени Климова.

Вторым обстоятельством, напрямую повлиявшим на судьбу проекта, стал классический российский сюжет: «Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют».

В 2018 году генеральный директор ОКБ имени Симонова Александр Гомзин был арестован. Ему предъявили обвинение в хищении 900 миллионов рублей, которые выделялись на разработку беспилотника. В 2011 году тогда ещё ОКБ «Сокол» (сейчас ОКБ имени Симонова) получило контракт в размере одного миллиарда рублей на разработку БПЛА взлетным весом до 5 тонн.

Что представляет собой «Альтиус»?

Известно, что планер беспилотников «Альтиус» выполнен по нормальной аэродинамической схеме с крылом большого размера (размах крыла – 28,5 метра при длине беспилотника – 11,6 метра) и V-образным оперением. В этом он аналогичен другому российскому БПЛА «Орион», но в отличие от последнего имеет под крылом два двигателя.

Ударно-разведывательный беспилотник «Альтиус-У» во время испытаний, кадр из видео Минобороны РФ
Ударно-разведывательный беспилотник «Альтиус-У» во время испытаний, кадр из видео Минобороны РФ

Беспилотник при этом полностью выполнен из композитных материалов, металлические в нем практически только двигатели. Обладая взлетным весом в районе 5 тонн, беспилотник может взять на борт по разным оценкам от 1000 до 2000 кг полезной нагрузки. Крейсераская скорость – до 250 км/ч.

Заявленный потолок – 12 000 метров, дальность полета – до 10 000 км, продолжительность полета – до 48 часов. О вариантах вооружения беспилотника Минобороны ничего не сообщает. Известно только что это могут быть ракеты «воздух-поверхность» и авиабомбы.

В случае с беспилотником «Альтиус» можно сказать, что в его лице у России есть аналог американского «Жнеца» MQ-9, некоторые из характеристики которого даже выше (например, заявленная продолжительность полета, в том числе, за счет большего удлинения крыла). Вопрос лишь в том, когда его производство станет массовым?

MQ-9 Reaper серийно производится с 2007 года и поставляется на экспорт союзникам США. С тех пор было выпущено более 300 таких беспилотников различных модификаций.

Не ленитесь подписаться на канал, чтобы способствовать более оперативному выходу материалов и дальнейшему развитию. Лайки и комментарии приветствуются. Заранее спасибо)