Найти тему

Из интервью с Петром Гавой о школе и Краниосакральной биодинамике

Пётр Гава. На семинаре. фото Милолика Комарова 1 мая 2021
Пётр Гава. На семинаре. фото Милолика Комарова 1 мая 2021

Дорогие друзья и подписчики!

Я уже блольше 10 лет занимаюсь очень интересным и глубоким терапевтическим направлением в терапии, имя которому Краниальная Биодинамика.
Мне повезло с тем, что с самого начала пространство откликнулось на мой интерес и увлеченность и позволило создать очень плотную клиническую практику, - то единственное пространство, в котором возможен профессиональный рост: обучение от клиента и внутренняя работа с собственным материалом.

В 2014 году я, движимый любовью к тому, чем занимался, предпринял робкую попытку, собрать близких по духу друзей, и рассказать им в формате 5 встреч об основах этой терапии.
Через год, оттолкнувшись от этого опыта, я провел свой первый семинар, названный «Введение в Биодинамику», который получил горячий отклик со стороны участников.
И уже через полгода я повторил его в другом городе, с практически незнакомой мне аудиторией.
Это был очень сложный и в то же время, в целом, успешный опыт, даже если он очевидным образом высветил огромное количество разного рода сложностей и слепых зон в моем преподавательском стиле, компоновке материала семинара и в методах ведения группы.

После этого я провел еще некоторое количество вводных семинаров, которые позволили мне понять, как в действительности я хотел бы преподавать биодинамику, в чем заключается мой индивидуальный стиль, признать его уникальность, самобытность и ценность – и перестать бессознательно копировать очень уважаемых мной преподавателей.
Другими словами, потребовалось больше 5 лет на то, чтобы понять, в какой мере я наследую традиции (и в чем именно), а где находится территория моего опыта, где я могу творить и обогащать традицию.
Жизнь свела меня с одним знаковым для меня человеком, который многое поменял в моем восприятии биодинамики, вывел ее из-под невыносимо тяжелого пресса авторитетов, традиций, концептов и прокравшихся в нее (и в большой степени в мое восприятие) костностей.
С тех пор БД стала действительно открытым пространством для творчества, роста, экспериментов, она стала местом погружения в аутентичность встречи с клиентом (в случае индивидуальной терапии) или с группой (если речь идет о преподавании).
Этот человек показал мне красоту баланса определенности и неопределённости, структуры и импровизации, знания и незнания в этой профессии.

В 2018 году я постепенно стал осознавать, что начинаю вырастать из формата разового вводного семинара, что длины моего высказывания хватает на нечто гораздо большее. Я начал писать программу целого курса биодинамики, который бы позволил студентам погрузиться в это направление терапии и освоить ее азы за 2.5 – 3 года.
С этого момента началось формирование того, что можно назвать проектом школы биодинамики.
Тогда, в самом начале, я даже не мог себе представить, насколько это новое детище потребует вложения сил и ресурсов, насколько безжалостно оно начнет подсвечивать и призывать к проработке различного рода застои и омертвелости на тех территориях моей жизни, которые, казалось бы, совершенно не были связаны с этим проектом.
Как очень метко заметил один мой знакомый, сначала мы раскачиваем энергию Проекта, затем эта энергия начинает раскачивать нас, проверяя всю нашу подноготную на честность и соответствие тем принципам, которые мы пытаемся транслировать.

Специфика преподавания биодинамики заключается в том, что это невозможно делать в одиночку – это дело целой команды, которая, для того, чтобы транслировать целостность и контактность, сама должна представлять собой целостную резонансную фигуру, имеющую внутри себя высокий градус синергии, пространственности, нейтральности, эмпатии и других качеств.
Я бесконечно благодарен людям, которые появились в моей жизни и сделали возможным построение такого типа команды, даже если порой это было и остается очень непросто.
Я убежден, что для передачи знаний, перцептивного опыта и присущих биодинамике состояний, необходимо иметь постоянную команду, которая способна работать, как воплощение того, что является предметом обучения, и быть внутренне (со)настроена как дорогой музыкальный инструмент.
Когда я размышляю над тем, какой запах, какой флер должен иметь наш проект, наша школа, мне приходят слова про обучение внутри резонансного группового процесса, про живой диалог, раскрывающий суть того, что происходит у нас в терапии; про создание условий, при которых исследование перцепции становится внутренне безопасным процессом, основанным на разворачивании присущего каждому интереса.
Очень важно транслировать и доносить до сознания студентов, что все явления, с которыми работает биодинамика, будь то приливы, средняя линия, эмбриогенез, вертебральная динамика, поля жидкостей и тд и тп. – это не вещи, а резонансные энергетические феномены, которые возникают как следствие очень тонкой организации внимания и настройки совместного присутствия.
Мне также важно, чтобы, захваченные изучением потрясающих реалий энергетики и физиологии, мы не потеряли бы живого человека.
И мне хочется, чтобы мы начинали именно с этого: с признания глубоких потребностей человека, его подлинных запросов.
Поэтому программа обучения столь много внимания уделяет теоретическим принципам и практическим навыкам работы с травмой, включая работу с ранним опытом.
У каждой деятельности, проекта, эгрегора (будь то отдельная личность, политическое или философское движение, терапевтическая модальность или религия), есть своя Тень, то есть какое-то количество бессознательно вытесняемых энергий и идей, способов действовать и думать, и у Биодинамики однозначно есть своя Тень.
Я когда-нибудь постараюсь порассуждать на эту тему, но в настоящий момент, мне кажется, что мое желание включить в процесс обучения то, что мы называем процесс-контактной терапией, является как раз попыткой смягчить давление теневого аспекта практики.
В биодинамической парадигме мы очень много говорим про целостность, но в современной биодинамической практике существуют обширные территории клиентской реальности, с которыми не совсем понятно, как взаимодействовать, которые по умолчанию попадают в тень.

К настоящему моменту проект пережил еще один этап взросления, многое поменялось в структуре команды, программы, и в самом видении того, кому я адресую это обучение.
Сейчас я жду прежде всего людей, которые в каком-то виде уже реализовали себя на ниве терапии (будь то психология, остеопатия или какой-то другой вид телесной работы), но, возможно, испытывают определенный кризис, связанный с концептуальной жесткостью тех методов, которые их взрастили.
Мне интересны люди, которым хотелось бы уйти от избыточной аналитичности – в сторону опоры на непосредственный опыт Процесса: прорваться через господство концептуальных структур и поставить их на подчиненное место, в котором они будут очень уместно обслуживать Процесс, но не создавать его.

Мне хотелось бы преподавать перед аудиторией, которая понимает объёмность и сложность темы контакта и готова честно изучать ее.
Я убежден, что, прежде чем заниматься изучением биодинамики, необходимо принципиально научиться создавать условия, в которых она вообще будет возникать.
Одна из серьезных проблем того, как практикуется биодинамика в ее имеющемся виде, часто заключается именно в «неслучающихся сеансах»: между терапевтом и клиентом не образуется общего безопасного пространства, они не создают единой целостной системы, в итоге один «работает» на каких-то очень тонких структурах, второй лежит в столь же тонкой диссоциации и закрытости, и в этом нет никакой терапии.
Для того чтобы возникло биодинамическое пространство и сессия, необходимо учитывать множество нюансов построения поля взаимодействия, точно понимать в какой начальной точке находится ваш клиент и как может выглядеть его индивидуальный путь в это пространство, учитывая его сложный опыт.
И это проблема современного состояния биодинамики в России: часто формируется представление, будто биодинамическая сессия обречена на возникновение и успех просто по факту того, что терапевт поставил руки на клиента и увел внимание до горизонта.
Подразумевается по умолчанию, что клиент за первые десять минут сессии достигает состояния нейтральности или холистического сдвига, после чего начинает разворачиваться сессия, но это совершенно не так: и мне очень важно дать своим студентам необходимые инструменты для того, чтобы как можно точнее понимать, почему это не случается, и что сделать, чтобы это случилось.
Эта терапия на несколько порядков сложнее и многограннее, чем многие из нас представляют ее в начале.
И она требует досконального изучения и понимания того, что нужно сделать, чтобы вся та красота, которая описана в книгах мастеров, действительно начала случаться.
Именно поэтому в нашей программе большое количество времени отводится изучению того, что позволяет «запустить» биодинамический сеанс.
А также того, как работать с материалом, который не позволяет клиенту совершить переход в нейтральность или холистический сдвиг.
При этом, мы допускаем, что зачастую большая часть этого материала принадлежит, как это ни печально, самому терапевту.
В этом смысле, личная терапия и очень поддерживающее сопровождение студентов между семинарскими занятиями со стороны команды ведущих, является, в моем понимании, абсолютно необходимым элементом обучения.

[Петр Гава](https://vk.com/petr_gava)