Найти тему
ГЭС «Чернозём»

Какие страшилки о грибах рассказывают в Якутии?

Продолжаем мини-цикл, вдохновлённый The Last of Us, о грибах в культуре коренных народов. И сегодня расскажем о грибах-ловушках саха.

Тюркоязычные народы, судя по всему, мухоморами не интересовались. Но к грибам всё равно относились с осторожность и, исходя из фольклора, предпочитали их избегать. В сказках саха гриб, встреченный охотником в лесу, приносит ему одни проблемы.

Представьте, вы идёте по лесу и вдруг слышите, как где-то за соснами раздаётся пение. Идёте на голос и видите на опушке один единственный гриб. Стоит, колышется и поёт. Вы его принимаете, конечно же, за нечистую силу и с размаху бьёте ногой по музыкальной шляпке. Но гриб не отлетает за сосны. Зато вы понимаете, что, кажется, прилипли к лесному певцу ботинком. Пытаетесь оторваться, помогаете себе руками, второй ногой, но влипаете только сильнее.

И ладно вам просто не повезло встретить какую-то лесную нечисть. Ещё обиднее, когда идёте в лес за древесным грибом, из которого саха делали обычное лекарство. Находите его на стволе лиственницы, тянетесь, чтобы сорвать. И крепко-накрепко приклеиваетесь в нелепой позе.

Дело в том, что грибы в якутских сказках — это капканы Ангаа Могуса (но встречаются сюжеты, где вместо гриба используется конский череп). Нам он уже знаком из прошлого цикла про великанов как юкагирский «Волшебный старик». Огромный людоед с громогласным голосом, в некоторых версиях одноглазый, расставляет по лесу липкие ловушки и ждёт, когда в них попадётся неосмотрительный грибник. Жертву Могус кладёт в свой карман или сумку и несёт домой к голодным детям.

Спасти может только хитрость и крайняя жестокость к семье гиганта. В сказке северо-западных якутов охотнику Чарчахаану удаётся порезать сумку людоеда, выпрыгнуть на ходу и успеть спрятать под шубой древесную кору. Убежать не получается, но, когда Могус ловит охотника и избивает его, хруст коры он принимает за ломающиеся кости и решает, что мужику хватит. «Полумёртвого» Чарчахаана великан оставляет дома детям, а сам уходит. Охотник уговаривает маленьких людоедов не есть его руками и обещает сделать им ложку, если они дадут ему острый меч. Но получив оружие, отрезает детям Могуса головы, варит их мясо и роет подземный ход, чтобы сбежать.

Когда Ангаа Могус возвращается домой, он не замечает побега, потому что чувствует запах еды. Пробует и понимает, что приготовлен совсем не Чарчахаан. В ярости лезет за охотником в вырытый туннель, но получает от мужчины удар раскалённой пешнёй (орудие для создания лунок во льду) и погибает.

Из рук мёртвого гиганта Чарчахаан делает себе вёсла, из спины — лодку, из голенной кости — столб в балагане, из черепа — котёл, а из глазниц чашки. Но это не крайняя степень надругательства над врагом, наоборот, обо всём этом охотника просит сам умирающий Ангаа Могус.

Источники:
1. Эргис Г.С. Якутские сказки. Издание подготовил Г.У. Эргис. Якутск: Якутское кн. изд-во. Т. 1. 308 с.
2. Эргис Г.С. Якутские сказки. Издание подготовил Г.У. Эргис. Якутск: Якутское кн. изд-во. Т. 2. 283 с.
2. Предания, легенды и мифы саха (якутов). Новосибирск: Наука. 399 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).