Продолжение. Начало тут
К корпусу Дулёвского фарфорового завода мы с супругой подъехали первыми.
Правда, намного раньше 13.00 – момент, когда для сбора был установлен час икс. Установлен, понятное дело, не нами, а организаторами экскурсии по музею завода и мастер-класса.
…Кратко и точно историю завода на своей страничке в соцсети на следующий день после нашего путешествия в Ликино-Дулёво описала моя супруга. Позаимствую её текст. Она, даже если узнает, возражать не станет. Я ведь не только не отнимаю её авторство, но даже его подчеркиваю:
«Дулёвский фарфор» – крупнейшее российское предприятие по производству изделий из фарфора и фаянса, находится в г. Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Московской области. Основано в 1832 году купцом Терентием Яковлевичем Кузнецовым.
Существенное развитие завод получил в период управления Матвеем Сидоровичем Кузнецовым. Кузнецов приглашал на работу известных русских художников. Некоторое время на заводе работал М.А. Врубель.
В 1918 году после Октябрьской революции завод был национализирован.
На Всемирной выставке в Париже (1937г.) заводу был присужден Диплом Гран-при.
Во время войны вся работа тогда велась для фронта. Выпуск обычной посуды резко сократился. Завод выпускал изоляторы, аптекарскую и госпитальную посуду.
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году завод получил несколько наград: в том числе золото и гран-при (скульптура Сокол Г. Сотникова, ставшая логотипом завода)
В 2012 году завод перешёл в частную собственность.
За всю свою долгую жизнь завод никогда не прекращал свою работу.
Самый излюбленный узор – яркая роза «агашка» с круглыми лепестками – ведь Кузнецовы вышли из Гжельских промыслов: небольшого завода Якова Васильевича Кузнецова вблизи деревни Ново-Харитоново Гжельской волости – бывшего кузнеца, отсюда и фамилия».
Кто может быть лучше супруги?! И что может быть лучше её текста?!
Вопросы риторические. Никто и ничто.
…Вход на завод. Перед входом стоит памятник одному из фарфоровой династии Кузнецовых. Надпись на постаменте: «Кузнецов Матвей Сидорович, известный российский фарфорозаводчик, благотворитель, один из ярких представителей русского старообрядчества рубежа XIX–XX веков».
Парочка видео перед входом на завод.
***
Вошли в здание завода.
Сразу справа от входа находится кафе.
Поскольку времени у нас с женой был вагон и маленькая тележка, а утром мы не успели позавтракать, то решили заморить червячка здесь и сейчас.
Решили – сделали.
Заказали то, что готовилось в течение 15 минут (салаты и жульен). Процесс приготовления всего остального, по словам работника кафе, занимал почти полчаса.
Кормят тут, надо сказать, очень вкусно (имею в виду то, что взяли мы). Берут недорого.
…Снимок в кафе.
***
Вот подъехали мои однокашницы (Алёна Кулыгина с Таней Красновой).
Пора… нет, пока не на экскурсию, а в магазин фарфора – тоже своего рода экскурсия.
Бойкая торговля идёт на втором этаже этого же здания. Что называется, «всё в одном флаконе» (и еда, и торговля, а потом и экскурсия с мастер-классом).
...Алёна в магазине. Позирует мне, потом пойдёт осматривать товар.
А вот уже и товар лицом.
Это тылы Тани Красновой, моей одногруппницы по МГУ, двинувшейся по рядам магазина осматривать товар лицом.
О, какая большая… матрёшка (?) с маленькими внутри неё!
Дулёвские фарфоровые чайники.
Это уже явно не фарфор (впрочем, чем чёрт не шутит! постучать пальцами по изделию я не удосужился/или не догадался). Даже если не фарфор, то всё ещё магазин фарфора.
Прочие фарфоровые развалы с вкраплениями не фарфоровых.
Видео из магазина дулёвского фарфора. Кто любит подобное, может насладиться зрелищем! Впрочем, этого зрелища будет ещё так много, что оное можно пропустить мимо глаз.
***
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЗАЛ ЗАВОДСКОГО МУЗЕЯ
Когда-то экскурсия по музею фарфора должна была начаться, вот она, наконец, и началась!
Началась с небольшой «исторической» комнаты (в которой под стеклом собраны всяческие награды заводу и его фарфору)!
***
Гордый сокол (точнее, соколёнок), превратившийся в символ (бренд, марку, клеймо) дулёвского фарфора.
Как он вдруг стал таковым? Ведь Кузнецовы о таковом даже не подозревали. Само событие, оставившее впоследствии след в/на дулёвском фарфоре, произошло много позже октябрьской революции/октябрьского переворота 1917 года (завод давно числился в национализированных).
На экскурсии от нас сей факт не утаили. Рассказали. И даже пропиарили.
Прототип символа появился в 1957 году. Скульптор Дулёвского фарфорового завода Алексей Сотников увидел в гжельской деревне раненого соколёнка и восхитился гордыми позами птицы. Дескать, такая кроха, а уже столь гордая. Скульптор несколькими набросками-рисунками запечатлел соколиную стать, благородство, смелость и достоинство, а потом выразил всё это в фарфоре. Таким образом родился шедевр, получивший награду и признание. Изображение скульптуры «Сокол» с 1964 года и по нынешний день является фирменной маркой и товарным знаком Дулёвского фарфорового завода.
Танюша Краснова тоже не промах, поэтому рвётся вперёд… тянет свой мобильник к соколу/соколёнку (не только же мне увезти его с завода в виде фотоснимка! всем должно хватить гордой птицы! её и хватит на всех)
***
Две москвички, две подружки. Вот Алёнка, вот Танюшка.
Не хватает лишь двоих.
Ну, теперь подружек три.
Вот Танюшка, вот Алёнка рассмеялась, третья – жёнушка моя (стихи, если кто не понял! верлибр!).
Не хватает лишь одной.
…К этому моменту «лишь одна» ещё не подошла, потому и в кадр не вошла. Я имею в виду Сану Альперину (открываю секрет Полишинеля: подойдёт буквально через несколько минут; Алёнка побежит её встречать и вернётся уже вместе с ней... но это случится после «кадра на троих»).
***
...Царская убиенная семья в дулёвском фарфоре.
***
На видео можно посмотреть исторический зал музея и красавиц-однокашниц, которые меня сопровождали (верно и обратное: я их тоже сопровождал).
Мой голос в кадре, обращённый к дамам: дескать, внимание, снимаю!
Комментарий Танюши Красновой: мол, вот если бы ты (я) сделал нас (их) красивыми!
Я не сдаюсь с ходу:
– …Вы на моих снимках очень симпатичные всегда. Красавицы!
– Это ты просто очень любишь свои снимки, – шутит Танюша Краснова.
– Красавицы! – я не сдамся без боя. И не сдался даже с боем.
…Сначала в зале как первопроходцы находились только мы с женой и двумя однокашницами. Было свободно и вольготно. Легко дышалось…
Затем подтянулась вся «сборная» группа.
А когда много народа, мало кислорода. Что ж... не мы одни такие, страждущие/жаждущие приобщиться к высокому искусству.
Продолжение следует.
Начало тут:
ЧАСТЬ 1