Найти тему

Игра в четыре руки

Президент играет с известным джазовым пианистом
Президент играет с известным джазовым пианистом

Москва. Резиденция "Орликово". Вечер 4 июля 2017 года.
... За десертом, который последовал после великолепного обеда, Марина Аркадьевна объявила, что все приглашаются на концерт пианиста Чика Кореа, который любезно согласился сыграть для Президента России и его друзей. Для Олега это было полной неожиданностью и нешуточным потрясением. Он совсем недавно, каких-то три года назад, присутствовал на концерте этого феноменального джазового музыканта в большом зале консерватории, с невероятными трудностями получив контрамарку на самый последний ярус балконов. Пришлось задействовать Сашкину жену, которая попросила помочь самого Любимова, который в свою очередь, задействовал связи знакомого кандидата в члены ЦК.
Но, так или иначе, заветный кусочек картона был получен, и хотя все полтора часа пришлось простоять на ногах, вытягивая шею, стараясь разглядеть маэстро, все эти трудности с лихвой были вознаграждены великолепной игрой музыканта. Олег, который всегда, без ложной скромности, считал себя неплохим пианистом, по достоинству оценил раскованное воображение и великолепную технику Кореа.
" Сколько же ему сейчас?" - подумал он. "В восемьдесят первом ему было сорок. Значит сейчас ему под восемьдесят, точнее семьдесят шесть, и он всё еще концертирует. Гигант. Удивительно, как Марине Аркадьевне удалось заманить его к нам? И чем?"
Выходя из овального обеденного зала, он заметил, что Михаил поддерживает Александру под локоток и что-то рассказывает ей. За столом они сидели вместе и оживленно вполголоса беседовали. И здесь Аркадьевна преуспела... Феноменальная женщина.
... Около синего микроавтобуса "Форд" с тонированными стеклами стояла группа людей, с любопытством осматривающихся вокруг.
- Пойдемте, Николай Иванович, я вас познакомлю, - сказала Марина Аркадьевна, легонько тронув Олега за рукав.
Олег ещё издали узнал Кореа. Те же курчавые волосы, только густо посыпанные сединой, высокий, худощавый, слегка сутулый. Живой умный взгляд из-под густых бровей.
- Привет, Чик, - сказала она на великолепном английском, - Вот исполняю твою мечту - перед тобой Президент России - мистер Николай Косин.
- Для меня большая честь мистер Косин познакомиться с вами, - сказал Кореа, обмениваясь рукопожатием с Олегом. Рука у него была сильная, с длинными нервными пальцами.

- Для меня тоже большая честь познакомиться с великим музыкантом. Я ваш большой почитатель и присутствовал на вашем концерте в Москве в восемьдесят первом. Это было великолепно!
- Я тоже помню этот концерт. Я ехал в Москву с большим желанием узнать, как живет ваша великая страна, и то, что я увидел, было для меня откровением. Особенно удивило высокое качество и энтузиазм слушателей. Сегодня я буду играть для вас свои лучшие композиции.
- Буду счастлив послушать.
К ним подошли еще двое музыкантов - Кореа приехал в составе небольшого трио - ударные и контрабас. Олег поздоровался с музыкантами и, извинившись, вернулся к своим гостям.
- Я слышал его в Петербурге в 2012 году, - сказал Орехов. Феноменальная личность. Кстати, когда я слушал вас, Николай Иванович, я подумал о том, что у вас с ним весьма сходная манера игры.
- Ну, тут как раз нет ничего удивительного. В принципе у нас один учитель - Оскар Питерсон, но конечно я много слушал записи Кореа, и это не могло не сказаться на стиле игры, а вернее на стиле музыкального мышления.
Когда музыканты слушают друг друга, они слышат не ноты, они слышат мысли и образы, закодированные в нюансах исполнения. Это происходит, когда слушаешь классику в исполнении мастеров, например, таких как Рубинштейн или Ростропович, но особенно это проявляется, когда слушаешь джазовых виртуозов.
- Согласен. Иногда я жалею, что не учился музыке, - сказал Щеглов.
... В зале не было свободных мест, кроме первых двух рядов. Люди стояли в проходах, предусмотрительные счастливцы сидели на принесенных с собой стульях. Заметив Виктора, стоящего в проходе, Олег подозвал его.
- Найди всех наших и пересади во второй ряд. Это надо слушать и запомнить на всю жизнь.
- Слушаюсь, - козырнул Виктор и исчез в толпе слушателей.
Занавес был закрыт. По нему бродили круги света от театральных прожекторов - осветители настраивали аппаратуру. Олег оглянулся, проверяя выполнено ли его распоряжение. Второй ряд был заполнен, но некоторым участникам самодеятельности всё же не хватило места. Увидев стоявших Валерия и Светлану, Олег знаком показал им на свободные места в первом ряду.
- Вы истинный демократ, Николай Иванович, - сказал с улыбкой Орехов. Каждый раз, бывая у вас в гостях, удивляюсь вашей близости к простым людям.
-
Вы недооцениваете этих людей. Честно говоря, я далек от деления на элиту и плебс. Про каждого, из сидящих во втором ряду, я могу рассказать удивительную историю, это талантливые, замечательные люди. А если подняться и посмотреть в зал, то я увижу десятки людей, которых знаю по именам, знаю, где они работают, какие у них насущные проблемы. Вот, например, посмотрите налево, рядом с дверью стоит высокая девушка с распущенными волосами. Это официантка Кристина. Она подавала нам блюда сегодня за обедом. Только прическа у нее была другая. Ее брат несколько месяцев назад был тяжело ранен в бою под Мариуполем. Лечили его здесь в нашем госпитале Бурденко. Сейчас снова в строю.

Неожиданная мысль пришла Олегу - он снова в строю, в штабе Захарова. Вот удобный канал связи. А то разведка еще молчит, а прошло без малого три недели. Как-то странно, надо поставить на контроль это дело.

Шум в зале постепенно стих, раздались робкие разрозненные хлопки, быстро перешедшие в аплодисменты. Занавес, словно только ожидавший этого сигнала, раздвинулся, и конусы разноцветного света сошлись на стоящем в центре сцены рояле. Аплодисменты усилились и на сцене появились музыканты. Кореа сел к роялю, немного подождал, пока стихнут аплодисменты, пододвинул к себе микрофон. Тотчас из-за кулис вышла девушка с микрофоном в руке. Олег узнал ее. Это была Надя из отдела снабжения, проникновенно читавшая стихи Тютчева на одном из литературных вечеров.
Кореа легонько постучал по микрофону, проверяя его работу. Зал затих. Чик заговорил, делая паузы после каждого предложения, чтобы переводчице было легче передать смысл его слов.
-
Мои дорогие русские друзья, - переводила Надежда, - я очень давно понял, что музыка - явление социальное. Конечно, вы можете играть для себя, в этом нет ничего плохого, наоборот, но настоящее назначение музыканта - доставлять наслаждение себе и другим.
Этот энергетический обмен во имя легкости и расслабления, душевного подъема, - это мне нравится в концертах больше всего. Я счастлив, когда могу ввести слушателей в особое состояние - дать им радость. Собственно в этом и заключается моя задача. Я согласен с тем, что людей надо приобщать к музыке. Вместе с тем нужно помнить, что в каждом из нас живет творец. Нужно уметь взять ответственность за это творческое начало. Нужно развить его и выплеснуть. Мир движется вперед не чиновниками-бюрократами и их бумажками. Мир двигают вперед мыслители, которые что-то создают и отдают свое творчество людям.

Чик немного помолчал, потом положил руки на клавиши...
... Олег не заметил, как пролетел час, погрузившись в волшебный мир фантазий музыканта. Очнулся он, когда зал стоя аплодировал пианисту. Встал, чувствуя некоторую неловкость, оттого, что слишком глубоко погрузился в грезы, и присоединился к остальным. Чик Кореа несколько раз поклонившись, поднял руку, призывая зал к вниманию. Постепенно аплодисменты смолкли, в зале стало тихо. Кореа взял микрофон и сказал по-английски: - Мне известно, что ваш Президент тоже играет джаз. Я приглашаю его сыграть вместе со мной.
Олег смутился. Предложение маэстро было неожиданным, к тому же всю последнюю неделю он не садился за инструмент. Надежда с некоторым запозданием перевела слова Кореа.
Зал снова взорвался аплодисментами, только теперь эти аплодисменты предназначались ему. Отступать было некуда. Отказаться невозможно. Он символ страны, которая никогда и ни в чем не терпела поражений.
Олег поднялся на сцену, пожал Чику руку и тихо сказал: - Маэстро, я не играю современный джаз. Предлагаю сыграть попурри из популярных мелодий семидесятых. Тональности на ваш выбор.
- Конечно, это мне по душе. Я немного устал, честно говоря. Давайте устроим ностальгическую музыкальную прогулку. Сядете справа или слева?
- Давайте слева. Мне еще надо разогреть пальцы.
Принесли еще один стул. Олег снял пиджак и повесил его на спинку. Устроился, примериваясь к пространству клавиш. Кореа сел рядом.
- С чего начнем? - спросил он.
- С "Порги и Бесс" - любая тема на ваш выбор. В зале стояла такая тишина, что Олег, казалось, слышал стук своего сердца.
Кореа сыграл первую фразу из "Summertime". Олег ответил второй. И они оба улетели в пространство, где нет верха и низа, ни сторон света, а есть только солнечный свет, играющий в прозрачной воде ручья, закат на Багамах и ласковый свет в глазах любимой женщины.
Идеальная тема для импровизаций, прогоняющая мысли и дающая простор чувствам...
Толи сработала матрица, толи пошли на пользу уроки Строителя по сверхчувственному восприятию, но Олег угадывал желания музыканта, сидящего рядом, не осознавая этого, но, чувствуя полное единение в этом чистом бесплотном облаке света, которым стала их музыка.
Облако стало таять, и они еще какое то время пытались удержаться в нем, обмениваясь нотами, стекающими с их пальцев подобно каплям воды...
Кореа повернулся к Олегу и порывисто обнял его. Зал взорвался аплодисментами.
Они вышли к рампе и поклонились. Их долго не отпускали, пока Олег не поднял над головой скрещенные руки...

Эта статья - продолжение последовательности статей на канале "Одиссея Президента", который почему то исчез из выдачи Дзена.