- Говорят, в Интернете написано, что Слава Довгань с детства мечтал стать космонавтом? - усмехается генерал-майор авиации. - Чего только не понапишут ваши коллеги, не в обиду будет сказано. Да когда Юра Гагарин полетел в космос, мне было уже 23 года! Какой там космос - в детстве мы о нём даже не слышали. Военное у меня было детство, военное… В эвакуации с мамой и сестрой. А папа - воевал.
В 2009 году Вячеслав Довгань приезжал в Актобе для участия в межрегиональной конференции "Астрон-2009". Её участники были немало удивлены, увидев перед собой подтянутого человека в генеральском мундире. Удивление неимоверно выросло, когда выяснилось, что Вячеслав Георгиевич - первый водитель лунохода. Таких людей в Советском Союзе было всего трое.
"На Луну полетим!"
Войну семья Довгань встретила на границе с Литвой. Отца, кадрового военного, сразу же отправили на Карельский фронт, а его беременную жену с маленьким сынишкой - в Саратовскую область. В эшелоне и родилась сестрёнка Славы.
В 1946 году отец вернулся с фронта, а год спустя его перевели в Симферополь. Семья, понятное дело, поехала с ним.
В 1954 году Слава Довгань поступил в Камышинское артиллерийское техническое училище. Никто из абитуриентов тогда ещё не знал, что оно - первое ракетное в Советском Союзе. Довгань закончил его с отличием и был командирован на службу в Ростовское военное училище. Позже будущий водитель лунохода окончил и Военно-инженерную академию имени Дзержинского. Во время распределения попросился в Крым, к родителям, хотя предложенное место не сулило быстрого продвижения по службе.
В 1967 году Довганя направляют в секретный центр дальней космической связи под Симферополем. Толком никто из офицеров не знал зачем. Многие были уверены - идёт набор в отряд космонавтов. Когда командование объяснило новобранцам - стоит задача дистанционного управления транспортным средством на Луне, офицеры пропустили слово "дистанционное" мимо ушей. "На Луну полетим!" - ликовали ракетчики. Как только выяснилось, что никуда лететь не надо, трое из 17 авиаторов от эксперимента отказались.
Сначала будущих специалистов разделили на три группы: бортинженеры, водители и штурманы, и продолжили целенаправленно обучать в ОКБ имени Лавочкина, Ленинградском ВНИИтрансмаше и Институте космических исследований. После чего ещё трое ребят ушли, а из оставшихся 11 человек были сформированы два экипажа луноходов.
Чтоб не пил, не курил
- Тогда и слова такого "луноход" ещё не было, - рассказывает Вячеслав Довгань. - Будущая космическая машина называлась "транспортным средством". И учили нас соответственно. Преподаватели учили нас не предназначению различных кнопок, а тому, что произойдёт, если ту или иную нажать.
Всё началось 17 ноября 1970 года, когда на поверхность Луны был доставлен первый из двух советских луноходов. Пункт управления луноходом располагался в посёлке Школьное под Симферополем. Здесь же был создан специальный полигон, на котором экипажи могли практиковаться в управлении аппаратом. Он был идентичным лунному рельефу с углублениями, кратерами, разломами, россыпью камней различной величины.
Первым в водительское кресло сел Габдулхай ЛАТЫПОВ. Он мог на расстоянии давать луноходу всего 8 команд. Да и двигаться первое инопланетное транспортное средство могло со скоростью не более 2,4 километра в час. Зато по своей массе оно в точности совпадало с "Жигулями", чей выпуск начался в Тольятти семью месяцами ранее, - 756 килограммов. Да и габариты были такими же.
Любопытно, что никакого дизайнера для создания лунохода не приглашали - кому на Луне на него любоваться?!
17 ноября "Луноход-1" тронулся в путь. И это оказалось совсем непросто. Дело в том, что система телеоперационного управления луноходом позволяла экипажу видеть, куда он едет, чёрно-белыми слайдами, поступавшими на Землю с задержкой в 10 секунд. За это время "беспризорный" луноход успевал проехать до 3 метров.
- Понимаете, изображение лунной поверхности соответствовало тому ракурсу, что видел бы человек, если бы он сидел на корточках. А дальность - всего 6-8 метров, - признается Вячеслав Довгань. - И изображение очень контрастное. Если на пути кратер, то вы видите его только в виде узкой полоски. А какой он, какова его глубина?.. Солнце обычно находится высоко, окружающие камни не отбрасывают тени. То ещё вождение…
Интересная штука - лунные сутки состоят из 29 земных, по 14,5 на день и ночь. Так вот, космическая вахта длилась все эти 14 суток, пока светило солнце. Экипажи сменяли друг друга, работа не прекращалась ни на минуту. В эти дни "лунной команде" категорически запрещалось употреблять спиртное.
В первом сообщении ТАСС говорилось: "Передвижение по Луне самоходного аппарата осуществляется с помощью восьмиколёсного шасси. Управление движением "Лунохода-1" производится из Центра дальней космической связи с использованием телевизионной информации о положении аппарата и характере рельефа окружающей лунной поверхности". Об экипажах - ни слова. Советская пресса едва ли не каждый день что-либо публиковала о лунной эпопее. Иногда экипажи даже показывали по телевидению. "Сидячие космонавты", как их прозвали, сидели перед мониторами в тренировочных костюмах - в прессе категорически запрещалось говорить, что они военные, и тем более - называть их имена. Страна узнала своих героев лишь спустя 23 года.
Космический подарок чужой жене
- Вячеслав Георгиевич! Поговаривают, что однажды вы решили преподнести своей супруге оригинальный подарок - нарисовать к 8 Марта колёсами лунохода огромную восьмёрку на лунном грунте и едва не перевернули луноход. За это вас чуть не попёрли из проекта.
- Ка-ка-я су-пру-га, если ты работаешь с молоденькими и симпатичными девушками?! - озорно отвечает генерал. - Ну было нечто подобное, и не совсем так. Это наш бортинженер Костя Давидовский повесил "лапшу" на уши корреспондентам "Московского комсомольца". Немножко не так, конечно, всё было. Но - по порядку.
30 марта 1971 года в Москве открылся XXIV съезд КПСС. Накануне мы решили сделать подарок руководству страны и вывести эти римские цифры на лунном грунте. Прикинули, как это можно сделать луноходом, поездили туда-сюда, "затёрли" огрехи, отъехали и посмотрели. Камеры чётко показали нечто похожее на известное короткое нецензурное слово. Мы остолбенели - за это по головке не погладят. И быстренько его затёрли.
Свою затею мы попытались повторить год спустя. Приближался Международный женский день. Сделать подарок накануне не получилось - была лунная ночь и "Луноход-2" отдыхал. 9 марта, с рассветом, развернули панель солнечной батареи. Тот же Костя Давидовский предложил: "А давайте просто "восьмёрку" нарисуем?". Сделать это оказалось просто - я на месте сделал один разворот на 360 градусов, отъехал и сделал второй. Следы подъезда-отъезда затёр, и получилось довольно симпатично. Мы сделали небольшие фотоснимки нашего подарка и раздали сотрудницам.
- Вот радости-то было?
- Ага! Особенно у нашего начальства. "Кто разрешал? Да как вы посмели?!". Покричали-покричали, а потом подходят: "Слава, распечатай один снимок для моей жены". Так что "авторов" у "восьмёрки" - хоть отбавляй. После такого признания мы и своим жёнам распечатали наши подарки.
- Говорят, теперь, если подлететь поближе к Луне, то прекрасно видно вашу "восьмёрку".
- Не видно! Это точно. Маленькая она.
Как умирают луноходы
За 400.000 километров от Земли, на Луне, стоят, одиноко глядя на восток, "Луноход-1" и "Луноход-2". Первый - у Моря дождей, второй - у Моря ясности. Долгой лунной ночью они замерзают до минус 150 градусов, днём же, наоборот, раскаляются до плюс 170. Если первый луноход умер своей "смертью", то второй погиб по глупости руководства советской лунной программы.
- Первый луноход проработал втрое больше, чем от него ожидалось, - признаётся Вячеслав Довгань. - Честно говоря, мы уже и не знали, что с ним делать. За время нахождения на поверхности Луны он проехал 10 с половиной километров и передал на Землю более 25.000 фотографий. Осенью 1971 года мы поставили его, как обычно, в режим лунной ночи, а 30 сентября он уже на связь не вышел. Замёрз. Проработал, бедняга, больше 10 месяцев.
Со вторым история получилась глупая. Четыре месяца он уже находился на спутнике Земли. 9 мая я сел за штурвал. Мы угодили в кратер, навигационная система вышла из строя.
Как выбираться? Не раз мы уже попадали в подобные ситуации. Тогда просто закрывали солнечные батареи и выбирались. А тут - в группе управления новые люди. Они и приказали не закрывать и так выбираться. Мол, закроем, и не будет откачки тепла из лунохода, приборы перегреются.
Мы не послушались и попробовали выехать так. Зацепили лунный грунт. А лунная пыль такая липкая… А тут ещё приказывают закрыть панель солнечной батареи - мол, пыль сама по себе и осыпется. Она и осыпалась - на внутреннюю панель, луноход перестал получать подзарядку солнечной энергией в необходимом объёме и постепенно обесточился.
11 мая сигнала от лунохода уже не было. Но лишь 3 июня ТАСС сообщило о случившемся, такой "официальный некролог".
В 1993 году на аукционе "Сотбис" "Луноход-1" был продан за 68.000 долларов сыну одного из американских астронавтов Ричарду ГЭРРИОТУ, который сам полетел в космос в качестве туриста осенью 2008 года. Похоже, приватизатору лунохода так никогда и не удастся ни дотронуться до легендарного внедорожника, ни тем более перевезти его на Землю.