Здравствуйте!
Больше недели не выходила в эфир, каюсь. И неоднократно порывалась написать то об одном, то о другом, идей много, но времени на их реализацию в последнее время катастрофически не хватает.
Но я очень буду стараться не пропадать надолго.
Сегодня вдруг ужасно захотелось послушать Моцарта, причем что-нибудь с соло духовых.
И остановилась на Концерте для кларнета ля мажор. Можно сказать, что это лебединая песня гениального композитора, так как это его последнее великое завершенное произведение, оконченное в октябре 1791 года, незадолго до смерти.
Концерт был написан для исполнения конкретным музыкантом - кларнетистом Антоном Штадлером.
Справка.
Антон Пауль Штадлер (28 июня 1753, Брук–ан-дер-Лейта - 15 июня 1812, Вена) - австрийский кларнетист и валторнист, для которого Вольфганг Амадей Моцарт написал, среди прочего, свой квинтет для кларнета (K 581) и Концерт для кларнета (K 622). Имя Штадлера неразрывно связано с сочинениями Моцарта для этих двух инструментов.
Предлагаю послушать вторую часть Концерта, которая называется Адажио.
Адажио это медленный музыкальный темп, название которого происходит от итальянского Adagio, «ада́джо» — медленно, спокойно.
Это Адажио - одно из самых красивых и проникновенных сочинений Моцарта, на мой взгляд. В нем заметно ощущается пасторальность и безмятежность, часто свойственная вторым частям произведений, написанных в крупной форме - симфониям, концертам, квартетам, увертюрам, сонатам.
Чудесная музыка!
Нужно еще сказать о том, что вначале Моцарт написал первую часть концерта Allegro для бассетгорна - разновидности кларнета с расширенным вниз диапазоном, т.е. способного воспроизводить более низкие звуки, чем обычный кларнет. Об этом свидетельствует единственный сохранившийся фрагмент рукописи концерта.
Позже композитор переписал его для бассет-кларнета в более высокой тональности, добавив еще две части - Adagio и Rondo.
Бассет-кларнет похож на обычный кларнет, но при этом, как и бассетгорн, может воспроизводить дополнительные нижние ноты. Он более длинный и имеет дополнительные клавиши.
Так как довольно быстро после смерти Моцарта бассет-кларнет стал выходить из употребления, партию солирующего инструмента переписали таким образом, чтобы её можно было исполнять на обычном кларнете. Наиболее старое сохранившееся издание Концерта датировано 1801 годом, и в нем партия солирующего инструмента отведена кларнету и написана именно для этого инструмента.
Несмотря на то, что рукописная партитура концерта (автограф) утрачена, во второй половине ХХ века появились гипотетические реконструкции оригинала Моцарта.
К тому же бассет-кларнет был возрожден и сконструирован специально для исполнения концерта Моцарта и его же квинтета для кларнета. Для реконструкции старинного инструмента использовали гравюры 1790-х годов, изображающие инструмент Антона Штадлера.
В 1951 году кларнетист Йозеф Януш исполнил реконструированную версию оригинального концерта, выполненную Иржи Краточвилом. Это было первое подобное выступление в ряду последующих реконструкций.
Спасибо, что были сегодня со мной!
Всем хорошей музыки и отличного настроения!
Ваша Juliett