Год написания - 2018
...Мои соседи ничего не боятся. Забот у них нет, они не влюбляются, не грызут ногти, не верят в случай, не дают обещаний, не шумят, не страхуются, не плачут, не ищут ключи, очки, пульт от телевизора, детей и счастье...
У этих замечательных соседей был только одни недостаток, который, впрочем, для Виолетты, главной героини романа, являлся достоинством. Эти люди были покойниками. Да, Виолетта Туссен жила на кладбище. И работала там же. Она была смотрительницей. Ухаживала за могилами. Принимала участие в организации похорон. Присматривала за домашними питомцами ушедших в мир иной, если питомцы отказывались покидать место последнего приюта своих хозяев.
Маленькая незаметная женщина жила свою маленькую незаметную жизнь, в которой, казалось бы, уже не могло быть ничего. Не то чтобы ничего интересного, а вообще ничего. Но однажды в дверь её маленького домика постучались. И дверь открылась. И оказалось, что дверь ведёт не только в дом Виолетты, но и в её прошлое. И вдруг выяснилось, что жизнь этой женщины была вовсе не маленькой. В ней было счастье – когда она была женой и мамой. В ней были чудесные открытия – когда она училась читать. В ней была радость - когда она обустраивала свой первый дом у железнодорожного переезда, где тоже работала смотрительницей вместе с мужем.
«Поменяй воду цветам» - это история в историях. Нелинейное повествование как американские горки. Сначала вроде бы всё понятно – и про саму героиню, и про её мужа, и про их семейное счастье-несчастье. Монолог от 1-ого лица, куда уж откровеннее, но потом меняется рассказчик, и вот уже сам муж Виолетты, Филипп, рассказывает свою историю, и всё, что было понятно раньше, перестаёт быть таковым. И вот уже оказывается, что Филипп не такая и сволочь, как изначально подумает каждый читатель, знакомясь с ним и с его отношением к жене и дочери.
А потом ещё будет история случайного гостя, того самого, что постучался в дверь Виолетты. И будет история его матери. И его отца. И любовника матери.
— Хочу, чтобы мы лежали рядом на кладбище. Жизнь не удалась. Так пусть хоть смерть удастся. Ты согласна провести со мной вечность?
И будет ещё много историй тех, кто похоронен на кладбище Виолетты. Да, это странно, но она так и называет место, где живет и работает – «моё кладбище». Она знает там каждый кустик, каждую могилу и знакома с судьбой каждого из тех, кто покоится под могильными плитами.
...Мужчина пятидесяти пяти лет умер из-за того, что слишком много курил. Так сказали врачи. Они никогда не признают, что человек может уйти из жизни, если его не любят, не слышат, если пришло слишком много счетов, если переборщил с кредитами, если дети выросли и покинули родительский дом, не простившись. Мужчин губит жизнь, сотканная из упреков и неудач. Конечно, он курит и выпивает, чтобы разогнать тоску, иначе и удавиться недолго.
«Поменяй воду цветам» - это и драма, и трагедия, и мелодрама, и детектив. Один герой трагически погибает, другой таинственно исчезает, третий живет двойной жизнью, о чём становится известно только после его смерти. И только Виолетта каждый день меняет цветы на могилах, утешает безутешных и хранит их секреты.
Как судьба забросила её на кладбище? Почему она живет одна? Какую трагедию ей пришлось пережить? И как всё-таки жить, когда жить уже незачем?
Он спросил:
— Можно покурить на кухне?
— Конечно. Вы снова курите?
— Да. Это как с тобой – не могу остановиться.
Это очень изящная и по-настоящему французская история, по настроению чем-то напоминающая «Элегантность ёжика». История с переплетением судеб, несбывшимися мечтами, неразделенными чувствами, горечью расставаний и при этом - с надеждами. Не все они сбудутся. И не всё сбудется. Но история в любом случае светлая. Как оказалось, кладбище – это место, где жизнь не заканчивается, а, наоборот – только начинается.
...Сегодня хоронили Пьера Жоржа (1934–2017). Его внучка украсила гроб наивными рисунками, переворачивающими душу, и на необработанном дереве возникли синее небо и деревенский пейзаж. Она работала и думала, что дедушка прогуливается – там, наверху – и получает удовольствие, глядя на оставшихся на земле.