Найти тему
МК на Кубани

Редкие фотографии первого космонавта Земли — в архиве сочинского журналиста Игоря Сизова

Ко Дню космонавтики наш корреспондент разыскала редкие снимки первого космонавта — Юрия Гагарина. Они хранятся в архиве заслуженного журналиста Кубани Игоря Сизова в Сочи. Он видел Гагарина, а потом стал обладателем самой первой фотографии человека, покорившего космос.

Самый грустный день

— Да, я видел Гагарина, и этот день стал одним из самых печальных в моей жизни,— рассказывает Игорь Сизов.

Это сегодня он взрослый мужчина, а тогда, в 1964 году, был второклассником. За год до этого отец подарил мальчишке фотоаппарат — его снимки тут же стали появляться в школьной стенгазете. Единственное, что портило всё дело,— колпачок. Устанавливая выдержку и диафрагму, юный фотограф постоянно забывал снимать его с объектива.

— Утром 27 ноября 1964 года меня вызвали к директору школы прямо с урока. Нашими шефами считались сотрудники сада Дерева дружбы. Они сообщили о приезде космонавтов. Тут же решили сфотографировать Юрия Гагарина для школьной газеты,— объясняет Игорь Сизов.

Второклассника с фотоаппаратом поручили какой-то старшекласснице. Через полчаса школьные корреспонденты были уже в саду Дерева дружбы, где наблюдали, как собирается народ. Появились несколько милиционеров, подъехал пазик, из окон которого выглядывали космонавты: Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, Владимир Комаров. Космонавты оставили на дереве памятные прививки, справились с этим быстро. Гагарин предложил сделать снимок на память.

— Вот он и настал, мой звездный час! Всех, у кого в руках были фотоаппараты, вытолкнули вперед. Никто не мешал, не подталкивал под руку. Выдержка — диафрагма — шелк! Вернувшись в школу, я понял: забыл! Забыл снять этот чертов колпачок! Как меня ругали, как судорожно проявлял я пустую пленку, как горько рыдал, уткнувшись в подушку. Так день, когда я видел Гагарина, оказался одним из самых несчастных в моей жизни... — грустно улыбается Игорь Сизов.

Зеленый автограф первого космонавта планеты до сих пор можно найти на Дереве дружбы в Сочи. На одном из стендов этого музея висит фотография: космонавты, среди которых Юрий Гагарин, стоят рядом со школьниками. Видимо, кто-то более опытный тогда не забыл снять колпачок...

Первый снимок майора Гагарина

Жизнь журналиста полна неожиданных удач. Так произошло и в тот день, когда Игорь Сизов, корреспондент одной из сочинских газет, приехал на встречу к военному врачу Виталию Воловичу.

— Уже не помню деталей, кто точно подсказал мне эту тему, но дружеский совет выглядел так: «Слушай, парень, в военный санаторий приехал полковник, который в качестве врача работал с первым отрядом космонавтов. Наверняка помнит и Гагарина, и Титова, и всех остальных. Езжай, познакомься, не упускай случая...» Конечно, я сразу же помчался! — поясняет Игорь Сизов.

Всё подтвердилось точно. Да, полковник Виталий Волович! В качестве врача служил в отряде космонавтов, занимался их послеполетной адаптацией. Сколько лет? Господи, да с самого начала... И Юрия Гагарина, конечно же, помнил отлично.

— В ночь перед полетом Юрий Гагарин спал отлично,— рассказывал Виталий Волович. — Зато мы, врачи, ни на минуту не сомкнули глаз. Вначале всё снимали показания приборов, следили за датчиками. А потом, когда уже отпала необходимость делать это, волновались и глотали успокоительные таблетки. А утром, еще до старта, большая группа специалистов, в том числе и я, отправилась к месту предполагаемой посадки космического корабля. «Восток» должен был приземлиться в заволжских степях, оттуда планировалось доставить космонавта в Куйбышев, где к его приезду уже готовили специальную дачу. Мне был дан приказ обследовать его при первой же возможности. Юрий Гагарин стартовал в девять часов семь минут. Полет его продолжался 108 минут. Приземлился точно в заданном районе. Опустился на парашюте в поле, где работала колхозница Анна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита. Потом много раз доводилось читать, что они бросились к космонавту с распростертыми объятиями. Это не так! Наоборот, бочком-бочком и стали отступать. Во-первых, они не слышали никакого сообщения по радио. Во-вторых, не прошло и года, как был сбит летчик-шпион Пауэрс. Об этом напоминалось повсюду, поэтому любой человек, появляющийся с неба, не мог не вызвать подозрений. Потом к Гагарину подбежали механизаторы, потом примчались на машине солдаты из ближайшей части ПВО. Они уже знали, кто перед ними, первым делом сообщили, что Гагарину присвоено звание майора, а затем начали Юрия Алексеевича качать. Но тут рядом приземлился поисковый вертолет — и Гагарина тотчас взяли на борт. По пути в Куйбышев как раз и представилась первая возможность хотя бы накоротке обследовать космонавта. Чувствовал он себя хорошо, травм не было, давление было в норме, температура тоже. Было еще несколько специальных тестов, все они показали, что полет прошел успешно. Когда я об этом объявил, то сразу же услышал в ответ просьбу сфотографировать Гагарина. Пошутил, дескать, только вместе со мной...

В этом месте Виталий Георгиевич прервал свой рассказ и достал из чемодана фотографию. Сомнений быть не могло. На снимке был изображен первый космонавт планеты, а слева от него — военный врач Виталий Волович. Простая фотография, никакой особой композиции, никакой выстроенности, как говорят фотографы. Просто снимок на память. Видно было, что Юрий Гагарин был после полета утомлен, Виталий Волович озабочен. Фамилий тех, кто еще попал в кадр, он не помнил.

— Вероятно, это первый снимок Гагарина,— пояснил Виталий Волович. — В ту пору фотография не была еще распространена так широко, как сейчас. К тому же мы все-таки еще не понимали, насколько знаменательным окажется тот день. Радовались, конечно, но всего величия этого дела не осознавали...

— Про то, как я выпрашивал этот снимок, как уверял, что с негатива военный доктор сможет напечатать себе еще сколько захочет, умалчиваю. Уговорил, что уж тут скажешь. Повезло! — вспоминает заслуженный журналист Кубани Игорь Сизов.

ТАСС уполномочен заявить

В мае 1961 года фотокорреспондентом в сочинской газете «Красное знамя» работал Виталий Аврискин. Однажды на него обрушилась удача. Всё произошло очень стремительно. В воскресенье утром оторвали от домашних дел, вызвали в редакцию, оттуда со всей аппаратурой спешно доставили в специальный отдел военкомата, где хмурый капитан без долгих сантиментов объявил:

— На отдых в Сочи прибывает первый космонавт планеты — Юрий Гагарин. Он проведет у моря две недели. Вы будете его повсюду сопровождать и делать фотоснимки. Повторяю: снимать будете только самого Юрия Гагарина и никого из сопровождающих его людей. Самые удачные фотографии по каналам ТАСС будут распространены по всему миру. Есть у вас вопросы?

В этот момент оторопевший Виталий Аврискин помотал головой и попросил стакан воды...

-2

Тут требуется небольшое отступление. Юрий Гагарин совершил свой знаменитый полет на космическом корабле «Восток» 12 апреля 1961 года. Затем была триумфальная встреча в Москве, недолгое медицинское обследование, а потом предстоял первый отпуск после полета, и для этих целей был выбран город Сочи. Собственно говоря, две недели отдыха дали не только Юрию Гагарину, но и всему отряду космонавтов первого призыва. Не известные еще никому Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский, Владимир Комаров со своими товарищами приехали и поселились в санатории «Сочи». Юрия Гагарина поселили хотя и по соседству, но отдельно, в маленьком особняке на территории дома отдыха имени Цюрупы. Купаться в мае было еще холодновато, но будущие космонавты на это решались, многие стали учиться гонять на водных лыжах. Кроме того, всем разрешили ездить на рыбалку, гулять по аллеям санаторного парка, играть на спортивных площадках и даже ходить на танцы.

Для Юрия Гагарина была своя программа. Многие годы спустя сопровождавший его повсюду Виталий Аврискин рассказывал, что почти каждый день первому космонавту планеты приходилось хоть на пару часов уезжать из отряда. Встреча с сочинцами в Зимнем театре. Посадка памятного дерева на новой улице, которой тут же было решено присвоить имя Юрия Гагарина. Беседа с участниками официальной английской делегации. Виталий Аврискин сопровождал космонавта повсюду.

-3

— В начале девяностых годов, уже в очень пожилом возрасте, Виталий Аврискин иногда заходил к нам по-соседски попить чайку. Однажды он принес с собой черный пакет с фотографиями. Протянул мне: «Помнишь, мы как-то про Юрия Гагарина разговорились? Еще тогда заметил: у тебя глаза сразу загорелись. Это редкие снимки космонавта, делал их во время его отпуска в Сочи. Одна фотография очень известная. Это Юрий Гагарин позировал мне на террасе дома отдыха. Всем фото очень понравилось, оно и впрямь по всему миру разлетелось: в каких только газетах и журналах его не встречал! Это тоже знаменитый снимок — Юрий Гагарин с генеральным конструктором Сергеем Королевым. Когда я его сделал, у меня и фотографии молча забрали, и негативы. Без объяснений. Всё понял через много лет, когда Сергей Королев умер и его фотографии повсюду стали публиковать. Но это известные снимки. А вот остальные, как говорится, тогда забраковали,— рассказывал обладатель редких снимков Юрия Гагарина — сочинец Игорь Сизов.

-4

На старых черно-белых фото первый космонавт планеты в парадном мундире, спешащий на встречу с сочинцами на лестнице санатория. Вот он интервью дает Всесоюзному радио, сажает магнолию в парке «Ривьера», на встрече в одной из сочинских школ, ему повязывают пионерский галстук.

— А это Юрий Гагарин на водных лыжах гоняет. Обучал его известный на весь Сочи энтузиаст Николай Кудрицкий. Быстро Юрий научился, полюбил это дело. Знаешь что, бери ты эти снимки. Наше поколение уходит, а ты публикуй их в газетах двенадцатого апреля, в день первого в мире космического полета. Пусть люди помнят о Юрии Гагарине. Ну а если при этом напишешь фамилию автора снимков, вообще здорово будет,— сказал тогда Виталий Аврискин, даря фото.

-5

Юрий Гагарин погиб во время тренировочного полета в 1968 году. Сочинский фотограф Виталий Аврискин умер в 1997 году, доработав до пенсии и вырастив после этого отличный фруктовый сад. Да вот только не забылось ничего. Редкие снимки Гагарина бережно передаются из поколения в поколение. Солнечная улыбка первого космонавта планеты живет и живет, не угасая.