148,8K подписчиков

Во сне тебя увижу. Часть 3

39K прочитали
 Часть 1
Часть 2

Ефим и Полина не знали, куда они отправятся. Их перевозили со станции на станцию. Дуняша мужественно держалась и подбадривала их. Через неделю стало ясно - они едут  под Архангельск.

Часть 1
Часть 2

Ефим и Полина не знали, куда они отправятся. Их перевозили со станции на станцию. Дуняша мужественно держалась и подбадривала их. Через неделю стало ясно - они едут под Архангельск.

Холод пробирал до костей, когда лодка прибилась к берегу. Тут и там были слышны звуки топора и отборные маты работников.
Ефима оформили плотником на лесопилке, Дуню и Полину отправили в прачечную. Выделили им две комнаты в бараке, где из всей мебели были по кровати, по тумбочке, да по столу и двум колченогим стульям.

- Ничего, обживемся. - Дуняша со вздохом опустилась на скрипучую кровать.

-Дуня, у тебя есть возможность уехать отсюда в любое время. Извини, брак с тобой я поэтому заключать не буду, иначе останешься здесь навсегда уже как жена ссыльного.- Развел руками Ефим.

- Фима, никуда я не уеду. Живут же и здесь люди. А мы все преодолеем. На сколько тебя сослали? На пять лет? Не так уж и много. Вот для молодых это да, целая жизнь, трата молодых годков, а что уж нам? тем более, мне не привыкать быть женой ссыльного.

Полина первым делом написала письмо Миле. Она не знала адреса Бори, и как найти его тоже не знала.

Ответ пришел только через месяц. Дрожащими руками, разъеденными от хозяйственного мыла, Поля открыла послание.

"Полечка, подружка моя любимая! Слезы льются не переставая, едва я представляю тебя в далеких холодных краях. Боря твой приезжал со своими родителями, но тебя уже не было. Он был опечален, я никогда не видела, чтобы мужик так переживал. Адрес свой он мне оставил, я напишу его в конце письма. Пиши и ты мне по возможности..."

Далее следовали деревенские новости, Мила писала о том, что идет подготовка к ее свадьбе, а в конце приложила адрес Бориса.

Вечером Поля написала ему письмо и с тех пор ее дни превратились в томительное ожидание. Но шел месяц, второй, третий. Было написано еще четыре письма, но ни на одно из них не было ответа.

- Поля, наверное, он решил, что не стоит с тобой связывать свою судьбу. - вздохнув, отец сел рядом с ней.

- Это ты, папочка, виноват. Ты виноват во всем, что с нами происходит! - сорвалась она на отца...- Сперва мама пострадала, потом я! Мне ведь восемнадцать исполнилось в самом начале нашей ссылки, а я уже заточена в этом месте, где кругом только лес и река. Я тоже умираю! И Боря... Зачем я ему нужна теперь?

Ефим вышел из барака и побрел в сторону леса. Поля пожалела о своих словах, но осталась сидеть на кровати, перечитывая письма от Милы, которые приходили регулярно. После свадьбы ее подруга сразу забеременела и Поля была очень за нее рада.

Уже стемнело, когда Дуня вошла к ней в комнату.

- Поля, ты не знаешь, где отец?

- Мы с ним поссорились и он ушел.

- Нельзя так, дочка, - Дуня присела рядом с ней. - Он папа твой. Да, для тебя его поступки кажутся глупыми, но ты сама посуди.. Он рос в семье алтарника, ходил на службы, венчался с твоей мамой и вдруг его всего лишили и заставили поменять его привычную жизнь. Ты ведь знаешь, как умер твой дед?

- Знаю, - всхлипнула Поля. - Его убили, когда он пытался вытащить икону из огня.

- И за что ему любить нынешнюю власть? Моя семья так же пострадала. Я же сама из Петербурга, нас тоже выслали. Так что мне это тоже не впервой.

- Моя жизнь тоже изменилась И планы у меня были другие. Я хотела в комсомол вступить, я замуж хотела, учиться хотела. Если бы остались жить в сельской местности, вступила бы в колхоз, потому что это правильно, нужно идти в ногу со временем, а не жить прошлым, как мой отец. Надо о будущем думать.

- Поля, ты права. И отец твой прав. У вас разные точки зрения, но в душе ты веру не потеряла, вместе с ним готовилась к празднику.

- Я помню, как любила мама Пасху.

- Вот видишь. Будь твоя мама жива, она бы поняла твоего отца. А теперь пошли его искать.

Они нашли его у реки, он сидел и задумчиво забрасывал камни в воду.

- Папа, прости меня.

- Это ты меня прости, дочка. Я добьюсь, я постараюсь, чтобы ты отсюда уехала. Не место тебе здесь, буду писать во все инстанции, но вытащу тебя отсюда.

Поля обняла отца и села рядом. Даже если это произойдет, уедет ли она? Боря не пишет, он поставил на их любви крест. А кому она нужна будет? Нет, отца не бросит, вместе с ним вернется назад. Да вот только куда? Вряд ли их в селе примут.

Поля смирилась со своим положением и работала вместе с Дуней. День был похож один на другой, сменялись только времена года. Из всех развлечений только письма от Милы, да общение еще с тремя ее сверстницами, которые вместе с родителями так же оказались здесь.

Она считала дни и месяцы, когда они смогут уехать из этого холодного края. Но судьба опять вмешалась в ее жизнь и роковой волей случая она уехала отсюда раньше, чем предполагалось...

***

В апреле 1940 года, на третий год их ссылки Ефим и Дуня на грузовом катере отправились на другой берег реки чтобы помочь погрузить мешки с мукой и пшенкой. Дуня к тому времени работала уже на кухне, а Ефим отвечал за запасы, повредив на лесопилке руку.

Вечером Поля присматривалась, но катер не появлялась из-за поворота. Хотя по времени уже должен. Почему так долго?

Вдруг люди забегали, замельтешили, размахивая руками. Поля ничего не понимала - что за суета и паника?

- Это точно? - спрашивал по рации смотрящий. - Пишу.

- Что случилось? - стоя на пороге, спросила Поля, когда он отложил карандаш в сторону.

- Полина, тут такое дело..... Баржа затонула еще утром, выжили немногие, их скоро доставят, как врачи осмотрят.

- А папа и Дуня?

- Их нет в списках выживших.. А тела опознают.

Полина упала на пол без сознания. Когда она пришла в себя, рядом с ней сидел медик.

- Папа... Дуняша..

- Нам очень жаль. Я сейчас вколю тебе успокоительное.

Поля проспала двое суток, за это время Ефима и Дуню, и еще троих человек похоронили.

Она плакала без остановки, чувствуя себя в полном одиночестве. На третий день пришел смотрящий и протянул ее документы.

- Ты можешь уехать.

- Как?

- Ссылка распространялась на твоего отца, а ты на момент вынесения приговора была несовершеннолетней. Если бы твой отец не погиб, то ты бы должна была здесь оставаться как член семьи. Но теперь его нет в живых и ты свободна.

Сжимая в руке документы, Поля заплакала. Она хотела уехать отсюда, но не такой ценой...

Через три дня она на лодке вместе с еще одним, отбывшим наказание мужчиной, переправлялась на другой берег.

Она не знала что ее ждет, и кто ее ждет. Жила только надеждой.

Продолжение