Найти тему
МК на Кубани

Более шестидесяти процентов россиян склонны к спонтанным приобретениям

Когда-то, давным-давно, моя соседка, на тот момент уже немолодая женщина, сказала мне: «Надя, не выходи замуж за рукастого. Он всю жизнь будет всё чинить, вместо того чтобы покупать новое!»

Тогда я так и не поняла, шутит она или говорит искренне. Ее супруг, дядя Коля, был и правда мастеровой. Он мог починить всё что угодно и делал это охотно не только для себя, но и для всего нашего подъезда, причем бескорыстно, ни рубля ни с кого не требуя. Люди были благодарны — и пользовались. Я, честно говоря, тоже.

Сколько лет прошло, а дядя Коля до сих пор вспоминается мне как человек добродушный, отзывчивый, но... Даже не знаю, как сказать... Замуж за такого я бы точно не захотела. Квартира соседей была наполнена старыми добротными вещами. В XXI век они вошли с суровым советским пылесосом «Урал», на их кухне весело гудел холодильник «ЗИЛ», а в жару деревянная рама окна дребезжала в унисон с кондиционером БК — в народе такие называли «бакинцами».

И вот вроде бы всё хорошо, техника работает, мебель крепко стоит, а общее впечатление тягостное. Для себя я тогда сделала вывод: у каждого предмета есть не только технический износ, но и моральный, когда вещь вроде бы исправна, можно ею пользоваться, а не хочется. Хочется поновее.

Думаю, что привычка покупать вещи надолго, с перспективой пользоваться ими много лет, а потом передать в наследство внукам сохранилась в людях старшего поколения еще с эпохи социализма. Тогда и правда всё было крепкое, надежное — и одежда, и техника, и мебель. У меня дома под диваном всё еще стоят напольные весы, которые папа подарил мне 35 лет назад. С тех пор я уже дважды новые покупала. Со временем ломались. А этим хоть бы хны! И что самое интересное, они до сих пор показывают правильный вес.

С ситуацией я уже смирилась и новые весы решила не покупать. Пусть будут эти, старые, потертые и верные нашей семье. Но весов под диваном не видно, зато диван с тех пор мы меняли уже трижды и снова хотим купить что-то посовременнее, поудобнее и повеселее расцветочкой. Старый, скорее всего, продадим в Интернете. Ну а что, диван хороший еще, людям послужит.

Хотя стоп: если людям послужит, значит, может и нам послужить. А моральный износ? Старый диван надоел, хочется обновить. А вдруг купим новый, а он окажется неудобным? В общем, все эти терзания пока еще мешают мне пойти в магазин и выбрать мебель на замену.

Так где же грань между необходимостью купить новую вещь и иррациональной прихотью? Порой так трудно ее уловить...

Думаю, вы согласитесь, если скажу: наше общество давно раскололось на два лагеря. Люди старшего поколения, воспитанные на суровых советских реалиях, тяготеют не столько к новизне, столько к добротности. Современная молодежь рассуждает с точностью наоборот: ей не нужны вещи надолго — завтра изменится мода и всем придется бежать за новой покупкой. А где-то посередине болтаемся мы, люди среднего возраста, сами точно не понимающие, куда нам лучше — к умным или красивым.

Рабы страстишек

Вы помните те времена, когда в Краснодаре появился первый супермаркет? Я — да. По крайней мере, я помню, когда я впервые попала в такое заведение. Это было лет двадцать назад. Я зашла, рассчитывая быть разочарованной, дошла до середины зала и буквально впала в ступор. Такого количества товаров, да еще красиво разложенных на полках длинных стеллажей, я не видела ни разу. До той поры мы отоваривались в небольших коммерческих магазинах со скудным ассортиментом, а чтобы что-то купить, приходилось говорить продавцу — он доставал из-под прилавка всё строго по запросу.

Здесь же, в новом, невиданном доселе месте, голова кружилась от изобилия красивых упаковок. Хотелось купить буквально всё, руки сами тянулись к печенью, конфетам, консервам...

Со временем к супермаркетам я, конечно, привыкла. Однако до сих пор за собой замечаю: приходишь, чтобы купить одно, а выходишь с ворохом совсем других покупок. Увидела и вдруг захотела. Или что-то не совсем нужное продается по акции — не хочется прозевать: авось завтра понадобится.

Иногда так и хочется пошутить: если человека сотворил Бог, то современные маркетологи усовершенствовали первоначальную модель и превратили нас в послушных роботов, хватающих с прилавков всё подряд согласно заложенной программе.

Нас планомерно и старательно превращают в бездумных потребителей. Хочешь не хочешь, но ты вынужден совершать всё новые покупки. Платежеспособность сегодня — один из самых важных признаков успешности. «Встречают по одежке — провожают по уму» — так гласит народная мудрость. Но увы, ум сегодня измеряется в денежных единицах. Ты сделал научное открытие? Ты вылечил человека? Ты выиграл творческий конкурс? А сколько? Сколько тебе дали за это?

Нынче встречают и провожают уже не по одежке, а по бренду. В одежду какой фирмы ты одет? А какой марки у тебя телефон? А на какой машине ты ездишь на работу? И неважно, что всё это куплено в долг, важно выглядеть презентабельно и быть платежеспособным. Способным пойти в магазин и купить всё, что вдруг захотелось. Торговаться и экономить? Это для слабаков.

Что делать, если у тебя мало денег, а шопиться хочется не меньше, чем богатым? Боги маркетинга и на этот счет постарались, открыв по всей стране магазины для бедных. Нет, конечно, они так не называются, но это подразумевается.

Я даже помню, с чего это начиналось. С вывески «Всё по тридцать рублей». В магазинах с такой рекламой продавалась всякая всячина: кое-что дешевле, чем в других торговых точках, кое-что дороже, но если покупать много всего, то получалось вполне выгодно.

Годы идут, цена в тридцать рублей уже давно неактуальна, но суть магазина осталась такой же: там продаются недорогие товары из категории повседневного спроса: заходишь и хватаешь то, сё... Ведь всё может пригодиться, а стоит совсем необременительно для кошелька.

Недавно я разбирала комод и выкинула пять разных тюбиков с кремами для рук с истекшим сроком годности. Три из них даже не были распакованы, лежали «на потом». Еще два крема посвежее оставила — авось пригодятся. Дала себе зарок до осени ничего подобного не покупать. Надеюсь, сдержусь.

Грустная статистика

В прошлом году специалисты Национального агентства финансовых исследований провели опрос, согласно которому выяснилось: 61 процент россиян подвержен совершению спонтанных покупок. А это значит, что шесть человек из десяти, приходя в магазин, хватают с полок то, что не собирались купить. И заметьте, всё это происходит в стесненных финансовых условиях: по данным аналитиков, 75,7 процента российских семей сегодня живут с дефицитом бюджета.

Еще немного цифр: два процента участников опроса сознались в том, что совершают необдуманные покупки очень часто, восемнадцать процентов — периодически, сорок один процент — крайне редко; тридцать девять процентов считают, что опрометчивых действий в магазине они не производят вообще.

Теперь вопрос: как из категории «восемнадцать процентов» перейти хотя бы в «сорок один процент»? Ой, это я уже о своем...

Кстати, если вы считаете, что спонтанные действия в торговых заведениях совершают в основном женщины, то удивлю: мужики скупают хлам не меньше нашего — их 59 процентов против наших шестидесяти двух.

Самое легкомысленное отношение к финансам свойственно молодым людям от восемнадцати до двадцати четырех лет (таких среди молодежи оказалось 75 процентов). Чуть более взвешенно к делу относятся граждане от 25 до 59 лет (65 процентов). Наиболее сдержанно в магазинах ведут себя пенсионеры (сорок процентов).

Почему люди сгребают случайные товары вопреки здравому смыслу? А это уже особый разговор.

Играй, гормон!

Дофамин — так называется вещество в нашем организме, которое раньше ученые считали гормоном счастья и радости. Но со временем оказалось, что нет, этот гормон отвечает за предвкушение счастья. То есть, это гормон-обманщик. Он обещает, но не дарит. А мы, как дураки, ведемся.

Назвать дофамин вредным нельзя. Именно он заставляет человека действовать во благо себе: выживать, продолжать род. Благодаря дофамину первобытный человек добывал пищу, охотился, обустраивал убежище, искал партнеров для любви и дел. Времена изменились, реальность стала менее суровой. И всё же именно благодаря дофамину мы совершаем много важных действий: ходим на работу, облагораживаем быт, бегаем на свидания. А еще — совершаем покупки. Разные — обдуманные и нет. И вопрос только в том, принесет ли очередная покупка нам радость.

По сути, маркетологи, подталкивая нас к неоправданным тратам, играют на наших инстинктах. Нас раззадоривают красивыми картинками, вкусными запахами, акциями и скидками, всё сильнее затягивая на наших шеях невидимую дофаминовую петлю.

Мы заложники чужих обещаний. Мы с вами платим не за свою радость, а за предвкушение. А на выходе — пшик. Вернулся домой и расстроился: зачем покупал, неясно. Каждый раз думаешь: «Больше не буду!» А потом приходишь в магазин и снова ведешь себя как марионетка в руках невидимых кукловодов.

Кстати, судя по статистике, мы с вами, кубанцы, в числе самых безвольных потребителей. Наш край по итогам 2022 года вошел в топ регионов, жители которых тратят на покупки максимальную часть своих доходов. Не знаю, удивитесь ли, но мы с вами спускаем в месяц по 50,8 тысячи рублей, а это 90,2 процента от нашей средней зарплаты.

Правда, мы не на первом месте. В лидерах Тюменская область с ежемесячными тратами в 58,9 тысячи рублей на человека (это 104 процента от средних зарплат в регионе), Кабардино-Балкария — 32,2 тысячи рублей в месяц (96,3 процентов), Псковская область — 32,1 тысячи в месяц (94,8 процента).

Мы не в лидерах. Это, конечно, радует, и всё же... Давайте уже как-то умнеть, товарищи! Давайте подходить к совершению покупок разумнее, жить хотя бы чуть экономнее. Давайте учиться соблюдать здоровый баланс между «хочу» и «необходимо»!

Полезные советы

Так что же нужно, чтобы при любых обстоятельствах не терять самообладание и смело противостоять искушениям? Советы на этот счет вполне банальны.

1. Перед походом в магазин составьте список покупок и старайтесь не отступать от него.

2. Возьмите с собой ровно столько денег, сколько планируете потратить. Лучше, если это будут наличные. Если хотите пользоваться только банковской картой, то вполне уместно установить лимит на денежные траты. Это можно сделать в банковском интернет-приложении.

3. Заранее соберите информацию о нужном вам товаре. Не следует тратить на это время в магазине: пока будете стоять, хитрые продавцы уговорят вас купить что-нибудь дополнительно.

4. Не приходите в магазин голодным, даже если речь не о продуктах. Яркая реклама, приятные запахи и звуки работают на то, чтобы «раскачать» вашу дофаминовую систему и заставить вас искать удовольствий. А это не лучшее состояние для человека, который хочет совершить разумный поступок.

5. Попытайтесь обмануть свой дофамин. Он заставляет вас желать удовольствий? Отлично! Пообещайте самому себе: если уложитесь в магазине в запланированную сумму, то в конце недели вас ждет приз — «премия» с правом потратить ее на то, что заведомо принесет удовольствие. Например, на поход в кино или на покупку аксессуара для телефона. В общем, сами решите, на что.

Психологи говорят, что, соблюдая эти нехитрые правила, можно свести до минимума свои неразумные траты и избавить себя от последующих переживаний по поводу средств, пущенных псу под хвост. Я вместе с вами тоже попробую. Авось...