Найти в Дзене

Старинное искусство, которому я отдала несколько лет своей жизни.

Иногда мы с мужем подшучиваем друг над другом. О н мне говорит: " Ты вышла замуж за сантехника"- а я в таких случаях всегда парирую: "А ты женился на плотнике!" Хотя если по совести я не плотник, а краснодеревщик, даже не совсем краснодеревщик, а художник-маркетрист. Маркетри ( ударение на последний слог, ибо слово французское) Это довольно древняя техника художественной работы с деревом. Смысл состоит в следующем - из тонких пластин дорогих сортов древесины (а после изобретения лущильного станка из шпона дорогих сортов) собирается рисунок, который позже наклеивается на более дешёвую основу (как правило фанеру). Маркетри проще технологически чем инкрустация, где место под каждую деталь сначала выбирается из основы, а потом уже вырезается непосредственно сама деталь. В маркетри сначала делается эскиз на бумаге, а затем постепенно каждая часть замещается нужным по замыслу шпоном. В конце первой части работы должен получится "мозаичный лист" , где все швы между шпоном будут заклеены гум
Венецианский карнавал Маркетри. Это моя работа  60\85 см
Венецианский карнавал Маркетри. Это моя работа 60\85 см

Иногда мы с мужем подшучиваем друг над другом. О н мне говорит: " Ты вышла замуж за сантехника"- а я в таких случаях всегда парирую: "А ты женился на плотнике!" Хотя если по совести я не плотник, а краснодеревщик, даже не совсем краснодеревщик, а художник-маркетрист.

Маркетри ( ударение на последний слог, ибо слово французское) Это довольно древняя техника художественной работы с деревом. Смысл состоит в следующем - из тонких пластин дорогих сортов древесины (а после изобретения лущильного станка из шпона дорогих сортов) собирается рисунок, который позже наклеивается на более дешёвую основу (как правило фанеру). Маркетри проще технологически чем инкрустация, где место под каждую деталь сначала выбирается из основы, а потом уже вырезается непосредственно сама деталь. В маркетри сначала делается эскиз на бумаге, а затем постепенно каждая часть замещается нужным по замыслу шпоном. В конце первой части работы должен получится "мозаичный лист" , где все швы между шпоном будут заклеены гумировой лентой ( эх, у нас она была на рыбном клею....м-м вкусная! что бы сделать её липкой мы её облизывали) Потом работу переворачивали - чистой стороной наклеивали на фанерную основу, а изнаночная сторона обклеенная гумиркой становилась лицевой. Работы прокладывались газетами и зажимались в прессе на несколько дней пока ПВА клей не высохнет. После пресса работа "отдыхала" и где то на вторые сутки поверхность мочили водой, гумирка разбухала и легко снималась стамеской. Изображение в маркетри - зеркальное, это особенно важно если есть текст или на эскизе изображены солдаты отдающие честь (чтобы не получилось, как в старом анекдоте про телевизор и генерала) На завершающем этапе работа обстругивается, шлифуется, края обрабатываются кромочной лентой, и уже в самом конце лакируется и полируется. Кстати чтобы понять точнее соотношение цвета после полировки мы слюнявили два сорта шпона на стыке, на стадии эскизирования ( да-да, такое вот всё слюнявое искусство, если встретите такого кто скажет, что использовал для этого мисочку с водой - не верьте, он тоже слюнявил!).

Классическая восьмёрка или 8\16. Увы не моё, но у меня есть похожая модель столешницы с ящерицами
Классическая восьмёрка или 8\16. Увы не моё, но у меня есть похожая модель столешницы с ящерицами

С изобретением в 1819 году профессором Фишером лущильного станка стало возможным промышленное производство шпона. Поскольку профессор Фишер проживал на территории бывшей Российской Империи, то и способ получения шпона и сам станок долгое время называли русским.

Сорта древесины отличаются по цвету кардинально. Шпон лимонного дерева имеет такой же ярко желтый оттенок как лимон (и крошится при резке как песочное печенье, ох и намучилась я с ним) классический палисандр - темно-фиолетовый ( поскольку насыщен маслами любит окрашивать через лак своих соседей) падук- ярко красный как морковь, лох из семейства лоховых - зеленоватый. К тому же шпон меняет свой цвет при замачивании в купоросе (морение). Так клён приобретает светло-серый в легкую синеву оттенок. Не стоит забывать что дерево имеет свой рисунок зебрано, например, полосатое как зебра, бубинго, лично мне напоминает звездное небо с туманностями, кевазинго - малиновые полосы, палисандр Сантос - дюны или склон реки, но лидер это орех - в его разводах можно увидеть всю вселенную.

-4
-5
-6
-7
-8
-9

Ещё существует множество различных характеристик и цвето-световых эффектов - муаровые переливы как на шёлке, "глазки" и разводы на капе или капо-корне (кап это болезнь дерева, Вы наверняка видели черные "опухоли" на стволах берез, так вот это и есть кап.)

Маркетри может полностью преобразить пластически скучный предмет, как в галерее ниже

Что ещё... ещё мне очень хочется вернуться к занятиям маркетри, я скучаю по маленькой студии в Отрадном, по своему замечательному педагогу, ныне, увы, уже покойному, Козяеву Евгению Львовичу - этот человек великий мастер и великий преподаватель. Обязательно напишу о нём статью. Похожую студию, где можно "порезать" я нашла, так что в следующем году я вновь планирую взять в руки резак.

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Заранее спасибо