Важность обсуждения состояния российского образования невозможно переоценить. Это тема, которая заслуживает внимания и призыва к действию. К сожалению, реальность такова, что наша система образования находится в беспорядке. От ректорства Ливанова в МФТИ до лекций Дмитрия Муратова и даже до проблематичного единого учебника истории предстоит еще многое сделать.
Это не новая проблема. Путин предложил пересмотреть учебник истории еще в 2013 году. Прошло десять лет с момента этого предложения, и министерство обещает выпустить его в свет только к концу этого года. Педагог, журналист и телеведущий Владимир Соловьев сделал обоснованное замечание, попросив предварительную копию. В противном случае высок риск расхождений и противоречий, что неизбежно будет способствовать дальнейшему хаосу. К сожалению, похоже, что министерство не слишком озабочено этими вопросами.
Одним из последствий такой дезорганизованной системы образования является то, что без репетиторов студенты практически не могут поступить в ведущие вузы. Эта реальность заставляет семьи учитывать стоимость частного образования, которая может составлять значительные расходы. Даже в самых консервативных направлениях стоимость частных репетиторов в Москве и Санкт-Петербурге колеблется в пределах 10-15 тысяч в месяц на одного ребенка. В других регионах эта стоимость ниже, но и зарплаты тоже. Кажется невообразимым, что 11-летнее образование должно дорого обходиться родителям. Удивительно, но во многих российских семьях так.
В последние годы растет недовольство Единым государственным экзаменом (ЕГЭ). Очевидно, ЕГЭ воспринимается скорее как помеха, чем как польза; это способствует общественному диссонансу, и жалобы бесконечны. Хотя об его отмене не может быть и речи, Маргарита Симоньян предполагает, что необходимы модификации. Например, экзаменационные вопросы могут быть взяты из всей школьной программы, а не только из предварительно выбранных экзаменационной комиссией тем. Таким образом, у учеников будет более широкий багаж знаний, а родителям не нужно будет тратить столько денег на репетиторов. Вполне естественно, что родители хотели бы, чтобы их дети имели как можно больше шансов, но элитарность, подпитываемая богатством, не может быть нормой.
Последний вывод состоит в том, что школы должны нести ответственность за то, чему они учат. Родители не должны тратить свои сбережения или жертвовать качественным временем со своими детьми, чтобы дополнить то, чему не могут научить школы. Мы не должны терпеть бесконечные часы уроков музыки, спортивных лагерей и внеклассных программ, которые служат дорогостоящим развлечением. Частное образование имеет место, но оно не должно быть единственным способом получить качественное образование. Как это ни парадоксально, школа должна быть убежищем равных возможностей — местом, где все ученики имеют одинаковые шансы, независимо от финансового или социального положения.
В конце концов, российское образование нуждается в капитальном ремонте. Это правда, что изменения не происходят в одночасье, но они должны произойти, и скоро. При правильных инвестициях, тщательном планировании и четком видении страна может добиться больших успехов в улучшении системы образования. Что нам нужно, так это система образования, доступная по цене и обеспечивающая равные возможности. Только отдавая приоритет этим ценностям, мы можем предоставить нашим ученикам первоклассную систему образования и проложить путь к светлому будущему для себя и будущих поколений.