Найти тему
Олег Панков 1

Паломничество на Афон (продолжение)

Оглавление

7

Ватопед

Монастырь находится на расстоянии 15 км от Кариеса и является одним из самых старых и больших на Святой Горе, и занимает второе место в святогорской иерархии по значимости. Я спросил отца Спиридона, почему монастырь имеет такое название. Он ответил, что оно якобы связано с потерей царского ребенка, которого нашли в кустах. Поэтому название монастыря состоит из двух греческих слов: Βατος ‒ куст и παιδί ‒ дитя, отрок. Как мы выяснили в дальнейшем, существует следующее предание.

Аркадий, сын последнего императора единой римской империи Феодосия Великого (346–395), возвращался в Константинополь из Рима. В районе острова Имвроса, который соседствует со Святой Горой, корабль Аркадия попал в сильную бурю. Испытывая страх и предчувствуя беду, Аркадий непрестанно взывал к помощи Пресвятой Богородицы. Но нахлынувшая волна смыла его за борт корабля.

Спутники Аркадия, сокрушаясь о погибшем царевиче, в поисках его тела вышли на берег в том самом месте, где находилась Ватопедская обитель. И там, под одним из кустов терновника, увидели спящего царевича. Впоследствии, после пробуждения, он сам рассказал всем о том, как Божия Матерь спасла его от верной смерти. Феодосий Великий в знак благодарности за спасение сына Аркадия воздвиг Пресвятой Богородице обитель именно на этом месте. Там, где был найден спящий и чудом спасенный от гибели царевич, ныне расположен алтарь главной соборной церкви.

В 862 г., после нападения арабов на Святую Гору, Ватопед оказался почти полностью разорен. По преданию, его возобновили в 972 ‒ 985 гг. три ученика святого Афанасия Афонского ‒ Афанасий, Николай и Антоний, которые были родом из Адрианополя. Некогда обеспеченные жители Греции, они приняли монашеский постриг и отправились жить под начало старца-подвижника. Он-то и определил им место жительства в отдалении от Великой Лавры с тем, чтобы слово Божие распространялось по всем, даже отдаленным областям Афона. Византийские и греческие правители не скупились на щедрые дары монастырю: в XV ‒ XVIII вв. он оброс скитами и многочисленными кельями и даже прибавил к своим владениям земли в материковой Греции. В 1749 г. здесь была основана знаменитая Афонская академия, светоч культуры и образования греческой нации. Главный собор монастыря (Х в.) освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, поэтому престольный праздник монастыря 25 марта по юлианскому календарю (7 апреля по новому стилю). Кроме соборного храма, в обители ещё шестнадцать параклисов (небольших церквей). Братство монастыря насчитывает около 120 монахов и приблизительно 300 трудников, которые проживают как в самом монастыре, так и в его экзартимах (скиты, кельи, каливы и т. д.). Обитель расположена среди фруктовых садов и виноградников на северо-восточном склоне Святой Горы, на берегу залива Контессо. С трех других сторон монастырь окружен горами, покрытыми густым лесом из кедров, сосен, пихт, дубов, кипарисов и маслин.

Ватопедский монастырь
Ватопедский монастырь
-3
Внутренний двор монастыря Ватопед
Внутренний двор монастыря Ватопед

В конце XII в. и в начале XIII в. значительную помощь монастырю оказали сербский царь Стефан (в иночестве Симеон) и сын его св. Савва, архиепископ Сербский. Они построили в Ватопеде семь параклисов (храмов) и в монастырском саду возвели усыпальницу.

В самом начале XVI в. здесь в течение десяти лет подвизался известный переводчик богослужебных книг на церковно-славянский язык преподобный Максим Грек, причисленный Русской Православной Церковью к лику святых.

Ватопедский монастырь имеет треугольную форму и обнесен стеной, увенчанной бойницами и келлиями. По площади он уступает только Великой Лавре. Сквозь тройные ворота, находящиеся в западной стене, открывается обширный с кипарисами двор, на котором находятся Соборный храм, колокольня, часовня для водоосвящения, трапезная, ризница и библиотека. Соборный храм Благовещения Пресвятой Богородицы обширнее всех церквей на Святой Горе. В него ведет величественное преддверие, украшенное мраморными колоннами и арками, на которых расположены хоры. Собор имеет несколько приделов. Вдоль южной стены придела св. великомученика Димитрия, с наружной стороны, в нише, находится чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Предвозвестительница» или «Живоприятная». Предание об этой иконе гласит следующее. Дочь Феодосия Великого Плакидия, супруга Константина, царствовавшего в Риме, захотела побывать в Константинополе для свидания с братом своим Аркадием. При этом она испросила позволение у супруга своего посмотреть Святую Гору Афонскую и в особенности Ватопедский монастырь. Когда Плакидия прибыла к Ватопеду, ее торжественно встретили и повели в монастырь. Из смирения ли, из чувства ли своего недостоинства или по тайному Промыслу, она вступила в Благовещенский собор не главными, а боковыми дверьми. В умилительном благоговении хотела она из притвора войти в самый храм, как вдруг с высоты поразил ее таинственный голос, воспрещавший ей, как женщине, входить внутрь святилища и грозивший карою за ослушание. Испуганная Плакидия, вне себя от ужаса, пала на помост и взмолилась о помиловании. В память об этом событии она воздвигла здесь храм в честь св. Димитрия Солунского, а на том месте, где ей слышался таинственный голос, она приказала изобразить живописно лик Богоматери, связывая с Ней это чудо, и заповедала теплить пред иконою неугасимую лампаду.

Во внутреннем притворе, пред входом в придел св. великомученика Димитрия, находится икона Божией Матери, называемая «Закланная». Об этой иконе повествуется так: «Один здешний экклесиарх-диакон, подолгу занимаясь в церкви приведением всего в надлежащий порядок и чистоту, приходил кушать в трапезную иногда с опозданием и ему не хватало еды. Раз, недовольный опозданием экклесиарха, трапезарь в сердцах заметил, что нужно приходить в трапезную в положенное время, а не тогда, когда вздумается. Более того, он решительно отказал экклесиарху даже в куске хлеба. Голодный и разгневанный экклесиарх возвратился в церковь, где не только не успокоился, но еще сильнее расстроился и стал сам не свой. В таком состоянии он подошел к иконе Божией Матери и, ставши перед нею, начал укоризненно говорить: «До какого времени я буду служить Тебе, Богородица? Трудись, трудись, а за все это у меня ничего нет, даже куска хлеба для подкрепления моих сил!» При этих словах он схватил нож, которым очищал перед тем воск свечей, замахнулся им, сильно ударил ее в щеку и пронзил насквозь (икона эта изображена на холсте). Кровь брызнула, заструилась из раны, и самый лик Божественный покрылся бледностью, как лик умершего от смертельной раны при потере крови. Тут экклесиарх затрепетал, упал на помост пред иконою и, пораженный необъяснимым ужасом, впал в безумие. Члены его ослабели, он трясся, как Каин, как преступник и убийца. Скоро в монастыре все узнали о случившемся. Когда игумен и братия пришли в церковь, то с изумлением заметили, что кровь, струившаяся из щеки Богоматери, еще не засохла. Тогда же убийца ослеп и сошел с ума. В чувстве искренней жалости, сострадательный игумен на следующий же день совершил всенощное бдение о спасении и помиловании его. Однако в течение целых трех лет несчастный оставался помешанным с дрожью всех членов и в слепоте. Наконец, Утешительница кающихся, Пресвятая Богородица, явилась в сонном видении игумену и объявила ему, что ради их молитв и ходатайств Она прощает преступника и дарует ему исцеление. Впрочем, прибавила Она, рука его, за дерзость и святотатственный проступок против Нее, будет осуждена на втором пришествии Христовом. Действительно, на следующее утро помешанный образумился и, придя в себя, прозрел и оправился от дрожи членов. Остальное время жизни он провел в покаянии и перед смертью был утешен явлением ему во сне Богоматери, обрадовавшей его прощением. Кающийся умер. Но когда по прошествии трех лет были открыты его кости, оказалось, что рука, дерзнувшая на страшный поступок, была черна как уголь. Такова она и ныне».

Икона Божией Матери "Закланная"
Икона Божией Матери "Закланная"

Над приделом великомученика Димитрия находится ещё один небольшой придел на хорах во имя Пресвятой Богородицы, называемый «Отрада» или «Утешение», здесь пребывает этот чудотворный образ Божией Матери.

Вот что повествует предание об этой иконе. Некогда шайка разбойников вознамерилась разграбить богатый Ватопед. Высадившись на берег ночью, они укрылись в кустах, чтобы утром, когда откроются монастырские врата, неожиданно ворваться в обитель. Однако игумен монастыря услышал голос, исходивший от Богородичной иконы: «Не отверзайте врат обители, но, взойдя на стены, прогоните разбойников».

Взглянув на образ, игумен стал свидетелем страшного чуда: лики Богоматери и Богомладенца ожили. Христос, закрывая десницей уста Своей Матери, повернув к Ней голову, сказал: «Не говори им сего, пусть они понесут заслуженное наказание!»

Но Заступница Усердная, стараясь рукой удержать десницу Своего Божественного Сына, ещё два раза повторила предупреждение. После этого игумен распорядился, чтобы врата оставили запертыми. Разбойников затем отогнали пушками, которые в те времена были во всех святогорских монастырях. Но самое замечательное, что лики Христа и Богородицы на образе навсегда изменили своё положение.

В обители пребывают также две чудотворные иконы: одна ‒ в дохиарной, получившая название «Елеоточивая», а другая над вратами монастырскими. Название первой связано с таким чудесным случаем. В бытность в дохиарской должности в этой обители преподобного Геннадия, в запасе не оказалось достаточного количество масла ‒ только один сосуд. Преподобный, желая сохранить эти остатки для лампад церковных, решил не выдавать братии масла, но игумен обители, твердо уповая на помощь Богоматери, велел выдавать. Дохиар повиновался воле своего игумена. И однажды, когда св. Геннадий вошел в дохиарную, то с удивлением увидел масляный сосуд полным, так что оно даже переливалось через края. Тогда все прославили Бога и Пресвятую Богородицу, по-матерински заботящуюся о Своих чадах, и от души возблагодарили Царицу Небесную перед Ее иконой. С тех пор икона эта неизменно и доныне стоит там же, в дохиарной, и от нее постоянно исходит дивное благоухание. Некоторые называют эту икону еще «Келарницею», а до чудесного этого события святая икона носила название «Одигитрии». Вторая икона, стоящая над вратами, называется «Пировлифисса» (от греческого «пироволо» – стрелять). Она считается чудотворной, потому что в апреле 1822 г., когда Святая Гора была занята турецким гарнизоном, один из неистовых мусульман дерзнул выстрелить из ружья в Божественный лик Пречистой Девы. Пуля этого святотатственного выстрела попала в правую руку изображенной на иконе Богоматери. Но тотчас же, по совершении этого безумия, нечестивец, преследуемый угрызениями совести и тайным действием Божьего гнева, повесился на одном из масличных деревьев в саду, на виду монастырских ворот. Этот мусульманин, по имени Хусейн, был племянником начальника отряда, стоявшего тогда при Ватопедском монастыре. И здесь было промышление Богоматери о монастыре, потому что надсмотрщик за лошадьми турецкого отряда своими глазами видел самоубийство своего собрата. Он-то и объяснил, что повесившийся сам был виновен в своей смерти. Без этого монастырь мог бы подвергнуться мести мусульман. Когда же дядя узнал о святотатственном поступке своего племянника, то признал, что такая смерть ‒ это суд Богоматери, и поэтому он велел похоронить самоубийцу как злодея. На иконе и доселе видна рана на руке Богоматери, произведенная выстрелом изувера.

В Ватопеде за святость жизни славятся: преподобный Геннадий, бывший свидетелем чудесного умножения елея в пустых сосудах предстательством Пресвятой Богородицы; преподобный Неофит, которого Богоматерь известила о времени и даже самом часе его блаженной кончины. Также преподобный Никодим, учитель Григория Паламы, впоследствии епископа Фессалоникского; новоявленный преподобный Евдоким, благоухающие останки которого обретены в 1841 г. Примечательна история преподобного Агапия. Он чудесным образом освободился из двенадцатилетнего плена у турок и явился к своему старцу. Старец не поверил словам Агапия, счел его за беглеца и принудил вернуться обратно в плен. Рассказ Агапия в плену произвел такое впечатление, что мусульманин, взявши своих двух сыновей, вместе с Агапием прибыл на Святую Гору, принял Святое Крещение и сделался иноком.

Невдалеке от Ватопеда находятся развалины Афониады ‒ богословской академии, основанной в 1748 г. по инициативе Ватопедского монастыря и Константинопольского патриарха Кирилла V.

Библиотека монастыря располагает редчайшим и драгоценным собранием книг, рукописей и хрисовулов царей Андроника, Андроника Второго Палеолога, Андроника Третьего Палеолога, русских царей Михаила Федоровича, Ивана Грозного, Ивана Алексеевича, Петра Великого. Особая ценность ‒ «География» с картами Клавдия Птоломея (ХІ в.). Всего здесь находится более 2000 рукописных кодексов.

На Святой Горе монастырю принадлежат два скита (они посвящены великомученику Димитрию Солунскому и апостолу Андрею Первозванному ‒ русский Андреевский скит в Карее) и двадцать семь келлий, из которых восемь находятся в небольшом городке Колицу и его окрестностях и пять в Карее. Одна из них, Успенская, является представительством монастыря. Кроме того, монастырю принадлежат 10 калив (все покинутые) в Каламици и несколько подворий за пределами Афона.

Икона Пресвятой Богородицы Всецарица
Икона Пресвятой Богородицы Всецарица
Пояс Пресвятой Богородицы и Глава Иоанна Златоуста
Пояс Пресвятой Богородицы и Глава Иоанна Златоуста

При подъезде к монастырю со стороны пристани поражает его величие. Это действительно царский монастырь даже по внешнему виду. В его истории было и запустение, и величественный расцвет. Корни этого монашеского древа уходят далеко в глубь истории. Долгое время здесь был устав общежительный, затем ‒ особножительный, когда монахи имели собственность ‒ свои келлии. Вернуться к общежительному уставу удалось только в 1989 г. при геронте Ефреме. Как мне рассказал отец Спиридон, монастырь после этого еще более расцвел своей внутренней жизнью.

Первым делом мы попытались пойти устроиться в архондарик (гостиницу), но нам там строго ответили: «Все заранее записаны!» Затем мы посетили храмы, приложились к чудотворным иконам и другим святыням. Отстояли вечерню службу. После этого всех позвали на трапезу.

В трапезной мы обратили внимание на старинные каменные столы, каждый из них рассчитан на шестерых насельников. В монастыре более ста монахов и около трехсот послушников. Поэтому таких столов достаточно много. Около десяти минут ждали, когда все подтянутся. После молитвы приступили к трапезе. На столе было много фруктов: яблоки, апельсины, киви… Каждому человеку давались йогурт, каша, сухое вино и в изобилии вода и хлеб, так что мы достаточно подкрепились. Я невольно представил себе, как должны работать экономная и келарская службы, чтобы ежедневно доставлять для четырехсот с лишним человек монахов и послушников и примерно полсотни гостей такое количество продуктов. После выхода из трапезной где-то неподалеку от нас послышалась русская речь. Русскоговорящих было не меньше десятка человек, и я понял, что это не только гости, но, видимо, монахи или послушники. Один из них рассказал о. Спиридону, что занимается в монастыре издательским делом, а его помощник ‒ переводами. Вскоре о. Спиридон созвонился со своими знакомыми, такими же, как и мы, паломниками, и мы решили направиться в Ксилургу. Это место на Афоне принадлежит Русскому Пантелеимонову монастырю. Мы договорились на счет транспорта и за полчаса добрались до упомянутого скита. Нас поразила добротная дорога европейского уровня, залитая бетоном, недавно построенная. Все это, я думаю, было сделано по случаю приезда нашего президента, который посетил Афон в 2016 г.

Продолжение следует.