Old Goa - это очень интересное место недалеко от столицы штата - Панаджи. Поселение тут существовало с XV века. В XVI веке португальцы сделали его своей столицей в Гоа. Кстати по-португальски это место называется - Velha Goa (Велья Гоа, что и переводится как Старый Гоа).
В XVIII веке после череды эпидемий португальцы уехали в Панаджи, а этот город начал приходить в упадок. На сегодняшний момент - это собрание огромных католических соборов и зданий монастырей и люди здесь практически не живут. Во всяком случае никакого жилья или других зданий тут не наблюдается.
Начну я с фотографий макета этого района, которое я украдкой сфотографировал в археологическом музее, в котором фотографировать нельзя.
Крайний слева комплекс сооружений - это монастырь Св. Августина. Или то что от него осталось. Здесь в результате раскопок найдены мощи мученицы - царицы Кетеван из Грузии.
Там мы конечно не были - расстояния между разными комплексами на этом макете очень уж условные. Остатки разрушенной башни от основного комплекса соборов видны вот так:
Вторая фотография этого макета показывает все что справа от основного комплекса соборов.
Здание в центре - Церковь Св. Каэтана Тиенского (или Гаэтано). Сколько до него идти - не понятно. В отличии от предыдущей колокольни, это здание не видно вообще. Примерно так выглядит фотография в ту сторону:
Но у меня есть две фото этой церкви в стиле "было-стало":
Теперь о том, что мы действительно видели. Самая большая христианская церковь в Азии - Базилика Бон-Жезус (Базилика Иисуса Милосердного).
Я в этот храм не зашел в прошлую поездку в Индию, а в данную поездку в него никто не зашел - храм оказался на ремонте.
Собор конечно впечатляет. Он реально огромный. Начало строительства - самый конец XVI века, окончание строительства - самое начало XVII века.
Часто базилику ошибочно называют в испанской транскрипции: Бом-Хесус, а не в правильной португальской - Бон-Жезус. При этом на португальском это Basílica do Bom Jesus.
Из интересного - опять фотографии "было-стало"
Фасад конечно отмыли. Но на старой фотографии видно, что боковая стена тоже была побелена, а теперь ее тоже отмыли. И она стала коричнево-красной. Храм построен из того же камня - латерит. Из которого сложена большая половина индийских крепостей.
В этой базилике покоятся мощи Франциска Ксаверия (или Хавьера по-испански) - одного из основателя ордена иезуитов. Этот святой был знаком с Игнатием Лойолой, проповедовал в Индии, Китае, Японии. Умер он на одном из китайских островов, а уже потом его останки привезли обратно в Гоа.
Эта плита, правда, на полу собора Св. Екатерины, но о нем же.
Теперь о главном комплексе Старого Гоа - два огромных собора и окружающие их здания.
Два главных собора:
Церковь и монастырь Св. Франциска Ассизского, в котором теперь расположен археологический музей Гоа (упомянутая на табличке часовня Св. Екатерины находится во внутреннем дворе монастыря - теперь получается в музее);
Собор Св. Екатерины Александрийской, который правильно называется Se Catedral de Santa Catarina, а коротко просто Ce Катедрал;
Начну с собора Св. Екатерины. Он огромен. Не знаю как в Бон-Жезус, но этот кажется невероятных размеров.
Даже один из неглавных входов - большой.
Чтобы схватить его фронт в камеру полностью - нужно довольно далеко отойти, а это не очень охота делать на жаре. Хочется побыстрее зайти внутрь.
Напротив собора стоит большая статуя Ииуса
А внутри собор кажется еще больше чем снаружи.
Главный алтарь посвящен святой Екатерине. Богато позолоченное панно изображает мученичество святой. По обеим сторонам нефа стоят деревянные статуи Св. Павла и Св. Петра. В выступающей галерее справа находится орган, под выступающей галереей находятся места для каноника и трон архиепископа.
В прошлое посещение в 2009-м году - висела табличка, что храм действующий и что не нужно фотографировать людей.
А теперь написано, что нельзя фотографировать вообще. Но ни одного из индийских туристов, коих здесь большинство - это не останавливало. Я тоже не стал следовать правилам, но снимал как все на телефон, а не на камеру.
Индийская безалаберность и тут дает о себе знать. Полумрак, огромная толпа народу, толкотня и стремянка, лежащая на полу, об которую все запинаются, прямо поверх могильной плиты.
Этот собор доминиканского ордена был построен в первой четверти XVII века. Строение имеет крестообразную форму и построено в тосканском стиле. Интерьер выполнен в коринфском архитектурном стиле.
Говорят, что колокольня на южной стороне фасада имеет золотой колокол, который был слышен во всем Гоа.
Неф с колоннами имеет бочкообразный свод, а пересекаемый еще одним сводом , который поддерживает хор.
В церкви, помимо главного алтаря, есть восемь часовен вдоль проходов и шесть алтарей. Они (по часовой стрелке):
1. Часовня Богоматери Добродетелей
2. Часовня Святого Себастьяна
3. Часовня Святого Таинства
4. Часовня Богоматери Жизни
5. Алтарь Богоматери скорбей
6. Алтарь Богоматери Трех Радостей
7. Алтарь Богоматери Надежды
8. Алтарь Святого Петра
9. Часовня Девы Печали
10. Алтарь Святой Анны
11. Часовня Святого Духа
12. Часовня Чудотворного Креста
13. Часовня Святого Бернара
14. Часовня Святого Антония
Не знаю где какие часовни и алтари, поэтому все единой лентой и только половина:
Почти везде перед алтарями и часовнями - плиты на полу (пару я уже приводил выше)
Одна открыта, подсвечена и закрыта стеклолм. Зачем-то в узкую щель засовывают деньги.
Написано, что под хорами висит большая картина св. Христофора, на стенах есть несколько нарисованных и позолоченных эпизодов его жизни, привлекающих внимание.
Не помню, привлекли ли они мое внимание, но из картин у меня только это фото:
А из барельефов - только эта:
Теперь о соборе Св. Франциска. Он будет только снаружи, потому что внутри музей и фотографировать нельзя. Пара фотографий будет в следующем обзоре о выставке "Пилигримы веры".
Собор так же большой, хотя и не такой величественный, как предыдущий.
Эта церковь была построена в 1661 году. Трехъярусный фасад имеет по бокам восьмиугольные башни, а в центральной нише установлена статуя святого Михаила. Главный вход украшен круглыми пилястрами и розеткой.
Стильный неф имеет бочкообразный свод, который поддерживает хор. Внутренние контрфорсы, разделяющие часовни и поддерживающие галерею сверху, украшены фресками с изображением цветочных орнаментов. Над дарохранительницей, в главном алтаре, находится большая статуя святого Франциска Ассизского и Иисуса на кресте. Внизу видны статуи святых Петра и Павла. На прилегающих стенах нефа сохранились расписные панели со сценами из жизни святого Франциска Ассизского.
Хоть собор и уступает размерами двум другим, но зато он окружен множеством других монастырских зданий и галерей.
Там же во внутренних дворах пара объектов религиозного искусства. Вполне современного.
Ну и вокруг арехологического музея экспозиция из старых пушек и остатков старой архитектуры
Что за индийский колодец за церковью - я не знаю. Дети уже разнылись, что жарко и они устали - смотреть не пошли.
Ну и на этом про Старый Гоа - всё.