Найти тему
Спорт-Экспресс

«Пьяный и сам не задираюсь, и ко мне не советую лезть». Легендарный гандбольный тренер – о ссорах в ресторане

Рассказывает Евгений Трефилов.

Евгений Трефилов. Фото Федора Успенского, «СЭ»
Евгений Трефилов. Фото Федора Успенского, «СЭ»

Знаменитый гандбольный тренер Евгений Трефилов, выигравший с женской сборной России золото Олимпийские игр в Рио-де-Жанейро и серебро Олимпиады в Пекине, а также четыре чемпионата мира, в 2008 году дал большое интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам» Юрию Голышаку и Александру Кружкову. В материале ниже – рассказ Трефилова о гонорарах в конце нулевых, воспитании гандболисток и выяснениях отношений в ресторане.

- Почему среди российских тренеров преобладают люди мрачные?

- Это я смурной, что ли? - поразился Трефилов нашему ходу мыслей.

- Вы - исключение.

- Мрачные потому, что работа такая. Вот сегодня выходной - а я с семи утра не присел. Вчера летел из Ижевска, администратор команды взял да поменял все билеты. И не говорил до самого отъезда. Будешь тут мрачным!

- Квартира у вас не самая большая. А у вашего тольяттинского друга Петра Воробьева - 360 квадратных метров.

- И продать ее никак не может. Я долго копил, приплачивал, менялся. Сейчас в Тольятти у меня квартира с видом на Волгу. Очень красиво. Только купил - пришлось переезжать.

- Тоже продаете?

- Да. Чтобы было, на что обустроить звенигородское жилье. Я ж вам не Петр Ильич, у меня не миллионный контракт... Знаете, сколько получал в Тольятти?

- Сколько?

- Последние полгода две тысячи долларов. За выигранный чемпионат России могли «девятку» дать. На команду выписывали пять машин - и я распределял, кому что.

- Откровенный вы человек.

- Как-то тольяттинский корреспондент подошел ко мне, заведенному, после тренировки. Все ему рассказал с матерком. Он теми же словами изложил. Вице-президента ВАЗа прочитал - и ахнул: «Во тренер дает!»

Евгений Трефилов. Фото Федора Успенского, «СЭ»
Евгений Трефилов. Фото Федора Успенского, «СЭ»

- Сколько платили гандболисткам в «Ладе», если вам - две тысячи?

- Тысячи полторы. Правда, за победу в чемпионате России могли получить по 100 тысяч рублей.

- В Звенигороде условия лучше?

- Не то слово. Дай Бог здоровья Громову.

- Месяц назад около здания Олимпийского комитета вручали BMW отличившимся в Пекине.

- Девчонки получили.

- А тренеры?

- Да откуда?! Я Тягачеву сказал: «У меня впечатление, будто наших спортсменов находят то в капусте, то аисты их приносят...»

- Хоккеист Даниил Марков когда-то говорил: «Мы, молодые НХЛовцы, и не должны понимать тренеров старой школы вроде Михайлова или Юрзинова. Живем на разных планетах».

- В этом что-то есть. Планеты разные. Прежде у меня, например, в столовой конфликтов не случалось. У нас было «общество чистых тарелок». Сколько со шведского стола брали, столько съедали. А сейчас приходят эти сопли, наберут тазик, поклюют с него - и отставляют. Подхожу: «Вы из породы свиней?»

- Что отвечают?

- «Сейчас принято немножко оставлять на тарелке...» - «Да ты же все оставила!» Что-то перевернулось в головах.

- Приходит в вашу команду девчонка 89-го года рождения. Вам не понять, что у нее в душе творится?

- У нее все на лице написано. Сейчас взял двух девочек. С ленинградской тяжелее, с подмосковной полегче. Она из непростой семьи. Возьмите статистику - почти все приходят в спорт из неблагополучных семей. Всех, кого сделал знаменитыми, оттуда. На днях в Ижевске в ресторане подошел мужик и говорит: «Вы идиот!»

- Ничего себе.

- За мой стол случайно попали две молодые девчонки. Обычно ко мне не садятся, чтоб не угодить под раздачу. И я начал этим вставлять. Потому что доктор принес таблетки для восстановления, а они по Высоцкому: «Кто не дурак, тот в унитаз». Говорю: «Глупые! Это ж защита ваша!» И вот этот дядя ко мне подходит. Отвечаю: «Мужик, отойди, пока я тебе в лоб не заехал. Ты же не знаешь, о чем шел разговор?» - «Нет, я все слышал...» В чем-то здравые мысли высказал. Просто я агрессивно воспринимаю, когда люди подшофе суются. Пьяный и сам не задираюсь, и ко мне не советую лезть. А вечером лежу в номере, размышляю - действительно, я идиот. Беру ребенка из 7-го класса. Ращу до 21 года - и за все время ни разу не видел маму этой девочки. Не приезжала.

Евгений Трефилов на тренировке сборной России по гандболу. Фото Федора Успенского, «СЭ»
Евгений Трефилов на тренировке сборной России по гандболу. Фото Федора Успенского, «СЭ»

- Были игроки, в чьем сознании так не смогли разобраться?

- До сих пор с Ириной Полторацкой случаются стычки. То чудесные отношения, то - никакие. Когда-то она была инициатором отъезда целой группы девчат из Тольятти. Добрые люди помогли, научили, как с дураком-тренером разобраться. Который «душит».

- Женщину можно разгадать, как кроссворд?

- Никогда. Некоторые вещи не понять. Мужчины более предсказуемые. Но женщины к тебе привязываются, они благодарнее. Иные за тобой и в огонь, и в воду. Порой думаю: может, это любовь?

- Интересная мысль.

- Все маленькими приходят к тренеру - и тот должен им понравиться. Девочка рисует себе образ, с ним двигается. Я тоже тщедушный, с ногами навыворот однажды влюбился в образ тренера. Для меня он был как Джеймс Бонд. И волейболист, и велосипедист, и в пивнухе дрался, как боксер. Я ведь в Тольятти из-за чего «сгорел»? Девчонки постарели, выиграли чемпионат мира, а я к ним с прежним подходом. И ушло десять человек. Кто рожать, кто в Европу.

- Сейчас вы другой?

- В женском тренере часто просыпается «петушиная болезнь»: «Это мое стадо, никого не подпущу...» Но этим уже переболел. А вообще-то команда - моя семья. Постоянно на сборах вместе, даже самые интимные их проблемы решаю. Меньше знаю о своей дочери, чем об игроках.

- С беременностями они идут сначала консультироваться с вами, а уж потом - со своими кавалерами?

- Я еще до беременностей все узнаю. Недавно сижу с молодой, говорю: «Три года буду вправлять тебе мозги, а потом придет какой-то красавец и за одну ночь расскажет в три раза больше. Ты скорее поверишь ему, чем мне...»

- Бывало, что к вам приходила барышня и спрашивала - рожать или нет?

- Конечно. Теперь отвечаю, что дети важнее. Вот после Олимпиады несколько девчат отправились рожать. Кому-то 28, кому-то - 31. Что им, так и бегать в трусах до седых волос?