Как научить ребенка понимать свои потребности и научить выбирать важное
Что появляется раньше – «хочу» или «надо»? Конечно, «хочу» - первые хныканья младенца относятся к его желаниям: быть накормленным, сухим и чистым, на руках у любящей мамы.
Первые строгие "надо" в жизни детей появляются чуть позже, в районе года, или в районе возраста, когда ребенок учится ходить и физически отделяется от мамы. И это почти всегда история про серьезное разочарование, слезы, злость на взрослых, которые, оказывается, не только дают все, что пожелаешь, но еще и ставят ограничения.
Природа очень разумно придумала, что времени для того, чтобы ребенок научился отделять "хочу" от "надо", заложено много. В норме только к школьному возрасту (7-9 лет) дозревают отделы мозга, отвечающие за произвольность действий и решений. За это время ребенок с мамой (или другим значимым взрослым, например, воспитателем в саду) успевают сотни раз пережить разочарование от того, что что-то вот прям обязательно "надо" (идти обедать, хотя хочется катать машинку или бегать по площадке!!), а что-то и вовсе "нельзя".
Пережив эти разочарования, мозг успевает за несколько лет простроить нужные связи, чтобы абсолютно эмоциональная история (меня заставили делать то, что надо, запретив то, что я хочу - и теперь я безудержно плачу, бью маму, колочу игрушки и кричу так громко, что соседи подумывают вызвать экзорциста) переросла в историю когда "надо" может быть не очень желанно, но вполне разумно объяснимо и встречено ребенком с пониманием.
Что тут можно посоветовать родителям?
- Терпение. Ребенку нужны ваши спокойные объяснения, почему "надо". Может быть, нужно будет повторить их сто раз. Помните, что мозг ребенка незрелый. Вы помогаете мозгу расти и развиваться. Родитель тут - как садовник, ухаживающий за недавно высаженным садом.
- Умение сперва успокоить, а потом уже объяснять. Когда мозг ребенка "затоплен" эмоциями, он не воспринимает полезную информацию. Обнимите ребенка, скажите что-то, соответствующее ситуации ("Ты злишься, что нужно делать то, что совсем не хочется!"). И только когда ребенок успокоился, поговорите о пользе того, что "надо".
- Обязательно хвалите ребенка за то, что он выполняет то, что "надо", даже если это рутинная ситуация типа заправить постель или убрать тарелку в раковину.
Екатерина ЗАОСТРОВЦЕВА, детский психолог, куратор семей БФ «Здесь и сейчас», автор терапевтических книг для детей и родителей.
Пообщаться с Екатериной и задать интересующие вопросы можно будет завтра 13 апреля на Ежегодной межрегиональной конференции Помогающего центра нашего фонда - на мастер-классе «Читаем с детьми».
Начало мастер-класса: 13.04 в 13:00.
Бесплатная регистрация участников: https://zdes-i-seychas-fond.timepad.ru/event/2371466/
Следить за событиями фонда: