Итак, началось. Глава ВТБ Андрей Костин вдруг заявил, что российская экономика вошла в глубокий кризис, и для ее спасения требуется много денег. Поэтому российским властям необходимо рассмотреть возможность возобновления приватизации и расширения госдолга в целях финансирования «приоритетных проектов». А поскольку главным акционером банка ВТБ является государство, то и его директор не стал бы вещать народу какие-то свои размышления без причины. И если уж речь зашла о приватизации, значит дела обстоят совсем плохо. Тут либо страна и в самом деле "на грани", либо кто-то готовит очередной хитрый план, который виден уже издалека. Но в любом случае, ничего хорошего для народа это не означает, а вот для т.н. «олигархов» это шанс.
Поэтому, хотя в Кремле и открестились от этой идеи, а Песков честно пообещал, что «в Кремле это не обсуждается», все же следует внимательнее отнестись к словам банкира из ВТБ, а сказал он конкретно следующее:
«Западные санкции разрушили несущие элементы экономики, сложившейся в России за последние (последние?) тридцать лет. Новую модель можно построить, начав с трех приоритетов — новые логистические коридоры, перезапуск целых отраслей промышленности и укрепление обороноспособности страны», "написал в колонке для РБК " Андрей Костин.
И в этих словах зашифровано нечто глобальное. Давайте разберемся, что все это означает в действительности.
«Западные санкции разрушили несущие элементы экономики». А как же это «санкции нам только помогают?». Наверное, здесь какая-то ошибка. «Приоритеты новой модели экономики — логистические коридоры, перезапуск промышленности, укрепление обороноспособности». Необходимость новых логистических коридоров — а как же «Китай нам поможет, мы всех обманем параллельным импортом» и все такое. И о каком перезапуске промышленности идет речь в таких условиях? Во-первых, чтобы что-то перезапустить, надо сначала это создать, и что собрался «перезапускать» Костин — непонятно. А во-вторых, мы уже видели примеры некоторых «перезапусков», когда кроме горстки перезапускальщиков никому от этого лучше не стало. Но особенно вселяет оптимизм такая составляющая «новой модели экономики», как «укрепление обороноспособности страны». Этот пункт означает только огромные расходы, и каким образом он может поспособствовать созданию хотя бы какой-то модели экономики — остается загадкой. Наверное здесь какая-то лексическая или смысловая ошибка.
Но далее вдруг выясняется, что для реализации этого плана требуется много денег. Другими словами, «экономическая модель» Костина является только списком потребностей, и подводит нас к известной формуле из анекдота про тумбочку: деньги берем из тумбочки, в тумбочку их положит жена, жене их дадим мы, а сами возьмем их из тумбочки. Круг замкнулся, и вроде бы получаем идеальную модель экономики, если бы не одно «но». Вот список конкретных методов, за счет которых Костин предлагает раздобыть деньги на строительство «экономики будущего»:
1. Увеличение госдолга (то бишь изъять у населения).
2. «Правильное» распределение бюджетных средств ( это как в еще одном анекдоте «папа, водка подорожала, теперь ты будешь меньше пить? нет сынок, теперь ты будешь меньше есть»).
3. Запустить новую волну приватизации.
Ну вот и все, приехали. Никогда такого не было, и вот опять. Кто бы мог подумать, что все к этому идет. Все три пункта вселяют оптимизм и уверенность, но последний особенно.
По утверждению главы ВТБ на данный момент размер госдолга можно без угрозы для экономики поднять с 17% ввп до 60%, и раздобыть тем самым до 70 трлн руб. Для сравнения, на 2023 год запланированный доход бюджета составляет 26,13 трлн руб. Красивые цифры и, казалось бы, спасение найдено. Вот только кто захочет давать российскому государству в долг такие суммы и в такой ситуации, неизвестно.
Если же говорить о «правильном» распределении бюджета, то здесь по факту инструментарий российской действительности ограничен, и речь может идти разве что о таких схемах, как «перераспределение денег для масла на другие потребности» или давно известные «оптимизации». Ничего другого они никогда не сделают, и ничего нового для российской экономики в этом нет. А следовательно, данный пункт вставлен только «для галочки», равно как и пункт об увеличении госдолга, если только государство не планирует насильственно раздавать зарплату своими фантиками-облигациями, или насильно изымать деньги у бизнеса. Получается, что если государство не собирается в наглую отбирать деньги у населения, то первые два пункта — про госдолг и про оптимизацию — это всего лишь популизм. Значит и нужны эти пункты только для того, чтобы создать иллюзию выбора и спрятать между ними самый главный пункт о приватизации, ради которого все и затевается. Как говорят в таких случаях «спрятать обман проще всего между двумя правдами». Таким образом мы приходим к 3 вариантам:
1. Либо государство по мнению Костина должно насильно отбирать деньги у населения.
2. Либо смысл заявления Костина только в том, чтобы протолкнуть идею о приватизации.
3. Либо глава ВТБ действительно искренне верит в то, что это поможет спасти экономику.
Как обычно, остается только гадать, что они там задумали. Но по сути речь Костина — это еще одно указание на то, что экономика РФ идет ко дну, и начинается этап внутреннего каннибализма. В стране начинается финансовый голод, а кругом куча «влиятельных лиц», которые привыкли к скверхдоходам, и для их комфорта нужно очень много денег. Разбирать корабль на дрова есть смысл только в том случае, если не собираешься на нем далеко и долго плыть. В такой ситуации для многих становится рациональным решением собрать как можно больше средств и скрыться в неизвестном направлении. Хотя, для некоторых даже и скрываться не надо, можно и прям так. И пока народ радуется, что «буржуев» обкладывают санкциями, «буржуи» уже читают книгу «Как вкусно и полезно приготовить народ, с которого больше нечего взять».