Культуру России условно можно разделить на 3 уровня: культура Русского мира, культура Европы и мировая культура. Как и у любой другой страны мира, эти уровни далеко не всегда совпадают. Можно быть очень популярным писателем в России, но в Европе быть весьма слабо востребованным, а в мире практически неизвестным. Напротив, признание к произведению иногда приходит только после его признания за рубежом, а до этого отношение к нему в стране было весьма прохладным.
Примеры этого. Многие из актеров, писателей, певцов, сбежавшие в 2022 год за границу, столкнулись с тем, что их творчество там просто не востребовано, не интересно. Узкий круг зрителей - выходцы из России и бывшего СССР. Не случайно один за другим они либо без особой огласки возвращаются бесславно домой, либо уходят из искусства, поскольку их творчество никому там не нужно. Противоположный пример. Одним из величайших советских мультфильмов в мире считается "Ежик в тумане" Юрия Норшетейна. Между тем первоначально этот мультфильм такого ажиотажа в нашей стране не вызвал.
Россия обоснованно гордится своими успехами в культуре 19 - 20 веков: это и литература, и Русские сезоны, и художники авангарда, и русский классический балет, и научные достижения в целом ряде направлений. Вот лишь несколько фамилий: Менделеев, Павлов, Курчатов, Королев, Колмогоров, Дягилев, Шаляпин, Анна Павлова, Стравинский, Малевич, Кандинский, Лев Толстой, Достоевский, Чехов, Михаил Булгаков, братья Стругацкие, Галина Уланова, Майя Плисецкая. И этот список можно продолжать и продолжать.
В России традиционно причудливо перемешивались две тенденции - стремление быть "как в Европе" и стремление "оставаться Россией". Слепое копирование, как правило, порождало культуру-однодневку, быстро теряющую актуальность. Именно такая судьба постигла большую часть художественных фильмов 90-х годов- начала 21 века. Но и отказываться от мощного пласта европейской культуры, при всем его противоречии, тоже не стоит. Именно на разумном сочетании двух этих тенденций и рождались мировые шедевры, до сих пор вызывающие восхищение всего мира (вспомним, к примеру, триумфальные постановки "Братьев Карамазовых" в Японии, кинопостановки "Анны Карениной" во всем мире).
Культура России за рубежом традиционно сталкивается с таким неприятным фактором, как ее политизация. Понимая культуру как мощную "мягкую силу", элиты Запада традиционно поднимают на щит тех российских авторов и произведения, которые позволяют формировать в нашей стране выгодные им взгляды. Так было в советские годы (вспомним Нобелевские премии Бунина, Пастернака и Солженицына), так происходит и сейчас (наиболее заметно это в наградах кинопремий, ради которых в России снимаются откровенно русофобские фильмы, традиционно неуспешные в прокате). Судя по всему, это устойчивая тенденция, западная культура постоянно стремится подчинить себе культуру не западную, навязать ей свою модель ценностей.
Тем не менее, Русский мир держится. Вопреки всему, российские спортсмены остаются лидерами в целом ряде видов спорта. Невозможно представить чемпионаты по борьбе, фигурному катанию, синхронному плаванию, хоккею без наших спортсменов, получаются какие-то убогие деревенские посиделки. То же и о литературе. Множество электронных библиотек предлагают произведения не только известных и маститых писателей, но и любителей, из числа которых в перспективе могут выйти гиганты пера. По-прежнему эталон балета Большой и Мариинский театры. Эрмитаж - один из самых знаменитых музеев мира. Россия - лидер в ядерных исследованиях, уже на два порядка опережающая другие страны.
Делаем вывод - вклад России в мировую культуру значителен. Сохраняя свою самобытность, мы, как бы этого многим не хотелось, оказывали и продолжаем оказывать огромное воздействие на тенденции развития и европейской, и мировой культуры.