В течение нескольких десятилетий нетрадиционные фильмы советских кинематографистов лежали на полках из-за цензуры. Власти имели право изымать фильмы по идеологическим соображениям, а некоторые постановки запрещались к выпуску, в основном из опасения, что они нарушат статус-кво и повредят перспективам создания "лучезарного будущего". Вот пять советских фильмов, которые вышли в прокат только через два десятилетия после их создания.
1) История Аси Клячиной, которая любила, но не вышла замуж (1967)
Главная героиня черно-белой драмы Андрея Кончаловского 1967 года, сыгранная Ией Савиной, - Ася Клячина, калека-повар, живущая в отдаленном колхозе. Она влюблена в Степана, тщеславного, легкомысленного и безответственного шофера, который пренебрегает ее привязанностями. К тому же Ася беременна и наивно надеется, что Степан сделает ей предложение как джентльмен. Однако Степан принижает ее, снимает с себя ответственность за ребенка и предлагает Асе выйти замуж за другого. Несмотря на наличие городского жениха, Ася влюбляется в совершенно недоступного ей человека.
Первоначальное название фильма Кончаловского - "История Аси Клячиной, которая любила мужчину, но не вышла за него замуж из-за гордости" - лаконично описывает сюжет. Советские цензоры посчитали содержание фильма морально неправильным и слишком далеким от их представлений об идеальной жизни в колхозе. Фильм был отложен на два десятилетия, пока, наконец, не вышел на экраны в 1987 году. Кончаловский использовал документальный стиль съемки, чтобы достоверно передать повседневную жизнь, тяготы и борьбу сельской советской жизни. Он пошел на риск, пригласив на роли героев непрофессионалов, в основном местных жителей, некоторые из которых поделились своим личным опытом о лагерях ГУЛАГа, Второй мировой войне и других травмирующих событиях.
Данный фильм является одним из самых трогательных и реалистичных изображений жизни в советском колхозе, когда-либо показанных на пленке.
2. Комиссар (1967)
Действие фильма происходит в 1920-е годы и сосредоточено на Клавдии Вавиловой, беременной комиссарше Красной Армии, которую временно забирают с фронта гражданской войны между Красной и Белой армиями. Клавдия (в исполнении Нонны Мордюковой) - образец силы и верности, воплощение классической русской женщины, которая может "остановить скачущую лошадь и войти в горящий дом". Хотя она жаждет вернуться к своим товарищам на поле боя, ее командир (в исполнении Василия Шукшина) приказывает ей остаться в бедной еврейской семье, пока она не родит. Ефим Магазинник (роль Ролана Быкова), его жена Мария и их шестеро детей живут в постоянном страхе погрома и преследований. Пока Клавдия решает, кем ей быть - солдатом или матерью, Ефим и Мария показывают ей самые великодушные и философские стороны человечества.
Фильм "Комиссар" - это не просто "жизнь и судьба" женщины на войне; он также исследует темы шовинизма, доброты и самопожертвования. Фильм пролежал на полке более двух десятилетий, поскольку был основан на коротком романе Василия Гроссмана и затрагивал запретную в то время тему антисемитизма.
Фильм "Комиссар", поставленный под композиции Альфреда Шнитке, стал первым и последним фильмом Александра Аскольдова. В 1967 году советские цензоры сочли его оскорбительным для коммунистических ценностей и идеологии, и Аскольдова уволили с киностудии имени Горького, официально признав "непригодным к работе". Фильм был почти уничтожен, но режиссер тайно сохранил копию.
В 1986 году была создана специальная комиссия для пересмотра фильмов, запрещенных советской цензурой, в том числе и "Комиссара", но Госкино все равно отказалось выпустить его в прокат. В следующем году, во время Московского международного кинофестиваля, Аскольдов взял дело в свои руки и рассказал о своем запрещенном фильме Ванессе Редгрейв и Роберту Де Ниро (которые присутствовали на фестивале). Это привело к его выходу в СССР, а за рубежом он вызвал ажиотаж, получив четыре награды на Берлинском международном кинофестивале, включая престижного "Серебряного льва".
3) Интервенция (1968)
Действие фильма происходит после большевистской революции 1917 года, в бурный период гражданской войны в России. Несмотря на тяжелую тематику, экранизация популярной пьесы Льва Славина Геннадием Полокой представляет собой эклектичную смесь фантасмагории, буффонады и музыкальных номеров. Фильм представляет собой попурри из различных элементов, включая различные жанры, танцы, комедию, шутки и музыку (Высоцкий написал почти все песни для саундтрека).
Как ни странно, такое сочетание комедии, трагедии и фарса позволяет режиссеру эффективно показать, насколько абсурдной и даже безумной была Гражданская война. Однако в 1967 году такое легкомыслие было неслыханно, и Полоке изначально поручили создать реалистичный фильм к 50-летию Октябрьской революции, а не фильм, высмеивающий революционные идеалы.
В 1968 году председатель Государственного комитета по кинематографии Алексей Романов запретил показ фильма. Пытаясь спасти фильм, некоторые члены съемочной группы (предположительно Владимир Высоцкий или Валерий Золотухин) написали письмо советскому лидеру Леониду Брежневу. К сожалению, письмо осталось без ответа.
Лишь в 1987 году фильм "Интервенция" был выпущен на экраны. Однако к этому времени стиль советского кино значительно изменился, и фильм Полоки уже не казался свежим и смелым, а скорее устаревшим.
4. Тридцать три (1965)
Евгений Леонов играет Ивана Сергеевича Травкина, старшего технолога завода безалкогольных напитков, который тихо живет со своей семьей в провинциальном городке и известен своим трудолюбием. Однажды Иван просыпается от зубной боли и идет к стоматологу, который делает невероятное открытие - у Ивана 33 зуба, первый такой случай в истории медицины. Слава об Иване быстро распространяется, и он в одночасье становится знаменитостью, а журналисты наперебой стремятся взять у него интервью. Однако вновь обретенная слава Ивана принимает опасный оборот, когда он заявляет, что столкнулся с внеземными существами.
Несмотря на зубную боль Ивана, советские врачи не решаются трогать его уникальный тридцать третий зуб. Ситуация кажется безнадежной, пока Иван не встречает опытного стоматолога, который может ему помочь.
Комедия Георгия Данелии вызвала бурную реакцию, особенно сцена с кортежем из роскошных автомобилей "Чайка" в сопровождении эскорта мотоциклистов, которую секретарь ЦК по идеологии Михаил Суслов расценил как "клевету на нашу социалистическую действительность". Суслов потребовал убрать эту сцену, но Данелия отказался, в результате чего фильм был снят с широкого проката всего через две недели после премьеры. Фильм пролежал на полке двадцать пять лет. Данелия, несмотря на споры, остался непреклонен в своем отказе вырезать оригинальные кадры.
5) Скверный анекдот (1966)
Фильм основан на одноименной повести Федора Достоевского, а это значит, что он не будет легкомысленным. В книге, написанной в 1862 году, сатирически изображен идеализм, возникший в России после отмены крепостного права.
Фильм рассказывает историю статского советника Ивана Ильича Пралинского в исполнении Евгения Евстигнеева, который решает произвести впечатление на своего подчиненного Порфирия Пселдонимова, лично поздравив его со свадьбой. Однако его внезапное появление создает неловкую ситуацию, и по мере того, как проходит вечер, ситуация становится все хуже. Стремясь произвести на всех впечатление, Иван Ильич напивается и в итоге спит в постели молодоженов. В "Скверном анекдоте" используется язвительный юмор для изображения поведения российских чиновников, что позволяет провести параллели с советской бюрократической системой. К сожалению, советские цензоры сочли фильм "плохой шуткой" и запретили его на 20 лет. Данное кино - это комментарий к увеличивающемуся разрыву между различными социальными классами и напряженности, существующей между подчиненными и начальниками. Наконец-то фильм увидел свет в конце 1987 года.