- Области применения LMS
- Как устроены LMS
- Как проходит обучение на базе LMS
- Преимущества LMS
- Виды LMS-платформ по способу установки
- Альтернативы LMS
- Критерии для выбора LMS
- Функциональные особенности платформ для обучения
- Какие LMS существуют на рынке
- Как правильно выбрать LMS
Если вы когда-нибудь проходили онлайн-курсы, то наверняка сталкивались с одной из этих платформ. Именно через них вы смотрели видеозаписи занятий, участвовали в семинарах, проходили тесты и загружали задания. Современные дети и их родители сталкиваются с ЛМС благодаря системе «Электронный дневник».
Аббревиатура LMS образована от английского Learning Management System, что переводится как «система управления обучением».
Они представляют собой платформы для проведения курсов, на них размещают лекции, тесты и другие материалы. А ученики получают к ним удаленный доступ.
Области применения LMS
Спектр применения таких платформ максимально широк. Сейчас их применяют:
- крупные компании для проведения обучающих тренингов среди сотрудников. Федеральной компании гораздо удобнее не возить лекторов по всем филиалам и собирать персонал, отвлекая его от рабочего процесса, а просто загрузить материалы на платформу;
- онлайн-школы — почти все крупные игроки на рынке частных образовательных услуг пользуются LMS-платформами. Без них организовать удаленный учебный процесс проблематично, так как материалы придется брать из разных источников. А преподавателям в ручном режиме отслеживать прогресс учеников;
- университеты и обычные школы — во время коронавируса даже официальные институции были вынуждены приспосабливаться к удаленному режиму работы.
Как устроены LMS
В их основу положена SaaS-платформа, на которой размещаются все виды учебных материалов.
Обычно там выкладывают как отдельные уроки в записи, так и полноценные курсы, включающие в себя видео- и аудиолекции, а также практические задания.
Но функционал LMS не сводится только к хранилищу. Обычно они включают в себя средства регистрационного контроля и управления различными данными, информацию о самих учащихся, планировщики расписаний и специальные инструменты для выставления оценок.
Платформы LMS автоматизируют труд преподавателя и позволяют свести к минимуму организационные вопросы в процессе обучения.
Что можно сделать с их помощью:
- создать общую базу знаний, глоссарий и хранилище образовательных пособий;
- назначить индивидуальный учебный план для каждого ученика;
- отслеживать успехи учащихся и автоматизировать выставление оценок;
- собирать аналитику по прохождению обучения.
В области дополнительного образования LMS позволяют создавать виртуальные учебные заведения. В корпоративном секторе на их основе разрабатывают порталы для организации аттестации и обучения персонала и партнеров.
Как проходит обучение на базе LMS
Платформа организует и систематизирует процессы, но сами они остаются все теми же. При помощи этого программного обеспечения можно проводить все те же уроки, к которым мы привыкли в школе или вузе.
Стандартное решение выглядит как линейный курс занятий, где после каждого пройденного урока открывается следующий. Помимо теории LMS помогает проводить и практические занятия. Самые популярные варианты: тестирование с возможностью выбрать правильный ответ, тестирование с открытым ответом и загрузка задания в виде файла.
Проверкой работ занимается пользователь с правами администратора. Обычно это учитель или преподаватель. Он же выставляет оценки и допускает учащегося на следующий уровень.
Платформы позволяют решать и административные задачи. Например, через реализованную в ВШЭ Smart LMS студенты могут искать свободные аудитории или оформить заявку на прохождение тестирования на коронавирус.
Преимущества LMS
Для образовательных учреждений:
- процессы обучения становятся прозрачнее, проще собирать статистику;
- организационные моменты обходятся дешевле, меньше времени тратится на подготовку, рутинные операции автоматизируются;
- преподаватели занимаются только проверкой заданий и ведением семинаров или конференций.
Для учащихся:
- можно заниматься в удобное время;
- легко отслеживать прогресс и видеть результат;
- за счет элементов геймификации учебный процесс становится интереснее.
Виды LMS-платформ по способу установки
В России LMS называют СДО — системами дистанционного обучения. По большей части разница только в названии. Но в нашей стране под такими платформами имеют в виду обычно ПО для удаленных занятий. Тогда как LMS используется и для традиционного обучения.
Как программное обеспечение, LMS бывают двух типов:
- Облачные — представляет собой веб-сервер, на котором размещается программа и учебные материалы. Получить к ним доступ может любой пользователь по ссылке после регистрации. Облачные LMS позволяют учебным заведениям создавать свои курсы при помощи конструктора.
- Коробочные — встречаются гораздо реже. Это программа, которая устанавливается на севере, принадлежащем клиенту. По причине технических особенностей они востребованы у традиционных учебных заведений и коммерческих компаний. Функционал таких решений шире, но администрировать их сложнее. Для настройки необходим технический персонал. Основное преимущество коробочных LMS в конфиденциальности. Обычно доступ к ним открывается с определенных компьютеров, находящихся в корпоративной сети, что обеспечивает отсутствие утечек.
Альтернативы LMS
Самая распространенная замена LMS — отсутствие какой бы то ни было единой платформы. Вместо этого организации используют обычные облачные сервисы для хранения материалов, проводят семинары по видеосвязи, а работы учащихся проверяют вручную.
Это занимает больше времени, но при малом количестве учащихся не так критично. При этом если потребность в обучении высокая, то оптимизация процессов за счет LMS обычно оправдывает себя.
Более интересной альтернативой считаются платформы LXP. Аббревиатура расшифровывается как Learning Experience Platform. Это торренты от мира образования.
Главное отличие в источниках информации. В LXP-системах контент либо загружают сами пользователи, либо система берет его из источников, открывших ей доступ.
Такие платформы выступают агрегаторами и одновременно рекомендательными сервисами. Они сами предлагают пользователям различные материалы, основываясь на их поведении.
Коммерческие перспективы таких сервисов в России пока туманные, так как открытых учебных курсов на русском языке немного.
Критерии для выбора LMS
Есть три принципиально важных слагаемых, которые обеспечивают качество работы системы управления обучением.
- Удобство добавление контента. Это центральная часть образовательного процесса, без которой все остальное становится бессмысленным. В LMS-платформах должен быть понятный веб-редактор, через который можно создавать курсы. К этому привлекают приглашенных экспертов или сотрудников компаний, если речь идет о корпоративном обучении.
- Доступность для учащихся. LMS как продукту приходится бороться за внимание пользователей, соревнуясь с мессенджерами и социальными сетями. Для этого платформа должна иметь понятный интерфейс, элементы геймификации, нативную навигацию и т.д.
- Простота в администрировании. Образование — не самая динамичная отрасль, поэтому, чтобы заставить преподавателей пользоваться новым ПО, нужно сделать его максимально доступным. LMS-платформы должны автоматизировать повседневные задачи: распределение курсов, создание контента, приглашение учеников, раздачу прав доступа и т.д. Если с выполнением этих действий возникают трудности, то пропадает сам смысл внедрения системы.
Функциональные особенности платформ для обучения
Есть четыре типа LMS исходя из их назначения и функциональных особенностей.
- Системы полного цикла
Они востребованы для малого и среднего бизнеса, а крупные компании покупают их для решения отдельных обучающих задач. На их основе можно выстроить стандартный процесс: выкладывать материалы в виде текста, видео- или аудиозаписи, назначать и проводить вебинары, организовывать дистанционное обучение и запись на офлайн-мероприятия.
Как правило, они представляют собой SaaS-платформу: облачный сервис с установленным на него программным обеспечением. Плата за использование взимается исходя из количества подключенных пользователей.
Такие LMS способны решить все стандартные задачи. Но они сравнительно хуже поддаются кастомизации, зато не требуют особых технических навыков для поддержки.
- Узкоспециализированные платформы
Они используются преимущественно крупными организациями для специфического обучения. Например, на их основе можно создать программу обучение по новым правилам выкладки товара в магазине с возможностью регулярно обращаться к базе знаний через мобильное устройство.
Такие LMS разрабатывают для корпоративного сегмента, исходя из специфики отрасли. Интегратор зачастую дорабатывает продукт под требования клиента или оставляет возможность сделать это силами внутренних технических специалистов.
- Решения для дистанционных школ
Популярность онлайн-образования настолько возросла, что для него разработаны специальные продукты. Они рассчитаны не столько на гигантов отрасли, сколько на частных экспертов.
С их помощью любой желающий может создать свой полноценный обучающий продукт и начать его продавать.
Ключевая особенность заключается именно в маркетинговых инструментах. Часть функционала таких систем управления обучением взята из CRM. Это создание лендингов, прием платежей, рассылки по базе данных и т. д.
Открываете свою онлайн-школу? Совкомбанк станет надежным партнером.
Откройте расчетный счет без посещения банка. В Совкомбанке вы получите помощь в подготовке документов для регистрации расчетного счета, налоговой отчетности и в ведении бухгалтерии; проверку контрагентов и выгодные условия кредитования. Просто оставьте заявку онлайн, и в течение часа менеджер приедет, куда вам будет удобно, заполнит документы на месте и предоставит расчетный счет.
- Кастомные платформы
Их уже нельзя назвать LMS, скорее это системы управления талантами и развитием персонала. Особенности функционала: возможность оценивать результативность сотрудников, создавать для них карьерный план и собирать статистику по всей деятельности.
Такие решения создаются по запросу крупных компаний, а затем интегрируются в другие корпоративные цифровые сервисы.
Как правило, это коробочные решения с бессрочной лицензией, которые покупаются с возможностью доработки внутри компании и без ограничений на количество пользователей.
Какие LMS существуют на рынке
Вот список самых популярных решений, представленных на рынке систем управления обучением.
- GetCourse — специальная платформа для тренингов, курсов и семинаров. С ее помощью можно собрать все виды занятий на одном ресурсе. Система разработана для создателей инфопродуктов, поэтому в ней есть встроенные механизмы продаж. Попробовать функционал можно во время бесплатного периода. Среди минусов решения выделяют относительно высокую стоимость и сложный в настройке интерфейс.
- eTutorium LMS — облачный конструктор курсов с элементами геймификации и возможностью собирать статистические данные. Эта платформа позволяет проводить вебинары, создавать опросы и тесты.
- GuruCan — платформа для создателей инфо-курсов. Ее специализация — спортивные тренировки, здоровый образ жизни и диетологии. В системе есть возможность записывать занятия, вести план питания и загружать рецепты. Будет интересна и другим специалистам за счет возможности создавать полноценные маркетинговые кампании и кастомизировать модуль с домашними занятиями. Плохо подходит для корпоративного обучения. К минусам стоит отнести невозможность регистрации через социальные сети или аккаунт в Google.
- WebTutor — платформа специально для корпоративного обучения с инструментами для автоматизации бизнес-процессов. Модули легко дорабатывать под стандартные требования корпоративного обучения, интегрировать с распространенными CRM. Но стоит дороже аналогов и отличается сложностью во внедрении. Впрочем, этими недостатками страдают все корпоративные продукты.
- iSpring Learn — самая простая в администрировании и использовании LMS-платформа. Несмотря на лаконичный интерфейс, в ней реализован весь необходимый функционал: проведение вебинаров, загрузка любых учебных материалов и сбор статистики. Есть мобильное приложение, через которое можно проходить все курсы. К минусам системы нужно отнести небольшое количество классов пользователей и отсутствие кастомизации.
- «Антитренинги» — российское решение с высокой степенью защиты от скачивания и слива данных. Помимо стандартного функционала в платформе есть много инструментов геймификации и возможность для брендирования курсов. Эта LMS интегрируется с большинством популярных сервисов. Из недостатков стоит отметить слабые маркетинговые инструменты и не самые удобные тарифы.
- ZenClass — полноценное решение для создание собственной онлайн-школы. К достоинствам платформы можно отнести удобный конструктор курсов, разделение заданий на ступени и возможность создавать разные планы обучения. Из недостатков — отсутствие офлайн-режима, без интернета учащиеся не смогут пользоваться курсами.
Хотите создать собственный инфокурс? На его разработку и маркетинг потребуются дополнительные средства. Предлагаем получить их у надежного партнера!
Если вам нужно взять кредит на развитие бизнеса, покупку квартиры, авто или просто на личные цели, то вы всегда найдете выгодное решение в Совкомбанке. Мы выдаем кредиты до 5 млн рублей на срок до 5 лет, а комфортный ежемесячный платеж вы можете рассчитать на нашем кредитном калькуляторе.
Как правильно выбрать LMS
Системы управления обучением позволят выстроить образовательный процесс в онлайн-школе, создать собственный инфокурс или базу знаний для компании.
Для любой из этих задач есть несколько готовых решений. Как выбрать подходящее?
- У большинства LMS есть бесплатный период или хотя бы возможность протестировать функционал. Воспользуйтесь им перед покупкой. Но чтобы оценить удобство платформы, необходимо представлять себе учебный план. Например, будет ли несколько вариантов плана в зависимости от уровня ученика.
- Рассчитайте потенциальную нагрузку на настройку системы. Если речь идет об одной программе или курсе, то можно выбрать более проработанные и сложные системы. А если создание курсов будет поставлено на поток, то стоит предпочесть простые решения.
- Составьте список сервисов, которые вы планируете использовать при обучении. Узнайте, поддерживает ли их платформа.
- Обратите внимание на отзывы пользователей об автоматизации процессов. Особенно тех, что находятся на стороне учащихся. Для коммерческого продукта каждое лишнее действие пользователей может оказаться фатальным.
- Решите, нужна ли вам статистика. А если да, то оцените, в каком виде ее предоставляет сервис. Чем более детальной она будет, тем легче анализировать поведение учеников. Это, в свою очередь, помогает работать над качеством продукта.