В предыдущем материале канала мы немного поговорили об Андрее Тарковском, поэтому сегодня вполне логично порассуждать (тоже немного) о Василии Макаровиче Шукшине. Спросите, в чём логика? Всё просто: они вместе учились на одном курсе у Михаила Роома, они оба оставили яркий след в кинематографе, при том, что фильмов сняли сравнительно не много. Они и сейчас вместе, правда, в виде скульптурной композиции на ступенях ВГИКа.
Но, посмотрев "Зеркало" Тарковского и "Калину красную" Шукшина, становится понятно, что в кинематографе каждый идёт своим путём, - самобытным и неповторимым. Рафинированный интеллигент Андрей Тарковский и крестьянский сын Василий Шукшин, который ходил по Москве в сапогах.
Итак, Василий Шукшин.
Василия Макаровича принято квалифицировать как писателя - почвенника, наряду с такими авторами, как В. Астафьев, В. Распутин, В. Белов, Ф. Абрамов. Но если почитать вперемешку рассказы этих писателей без указания авторства, то, думаю, без труда можно понять, какой из них будет рассказом Шукшина. Это говорит о самобытности Василия Шукшина, как писателя. При этом не будем забывать, что его собратья по перу были в чистом виде писателями, а Василий Макарович ещё и режиссёром, и сценаристом, и актёром.
Кстати, ещё одно общее с Тарковским. И "Зеркало", и "Калина красная" считаются у своих авторов вершинами творчества. Поставлены картины практически в одно и тоже время - 1973-1974 гг. Но насколько разная тематика...
Ещё принято сравнивать Василия Шукшина и с Чеховым. Якобы и у того, и у другого герои рассказов - смешные, чудаковатые люди. Отчасти да. Но, лишь отчасти. Их герои очень разные. Стоит почитать у Чехова "Мечты", "Ваньку" и "Спать хочется", чтобы понять - там не до смеха. Так же и у Василия Макаровича. В его произведениях очень много драматизма. Часто он "умерщвляет" своих персонажей, даже там, где можно было дать им жить. Ну, например, Егор Прокудин. В своё время я общался с одним интересным человеком (ныне покойным) очень непростой судьбы. Назовём его Тихоном. Человек этот был рецидивистом, провёл в заключении в общей сложности около тридцати лет, но при этом он производил впечатление очень порядочного и даже благородного человека и в словах, и в поступках. Он очень сильно напоминал манерой поведения Егора Прокудина. Разумеется, я спрашивал у него, насколько правдоподобен главный герой "Калины красной". Тихон говорил, что есть в фильме два несоответствия: в самом начале и в самом конце. В начале - это, когда Егор поёт в клубе в хоре. Тихон утверждал, что такого быть не могло, поскольку Егор являлся лагерным авторитетом (бродягой) и петь ему не позволили бы понятия. Второе несоответствие - это, как раз, смерть Егора. Если бы такая история происходила в реальной жизни, то убивать его просто не за что (с точки зрения уголовных правил): никого не предал, долгов не было, клятвы не нарушил. Ну, отошёл от дел, - имеет право. Так утверждал мой знакомый по имени Тихон.
Что ещё можно отметить в творчестве Шукшина. Он часто в свои произведения помещает персонажей - уголовников. Например, вор в поезде ("Печки-лавочки"), в фильме на игру Георгия Буркова можно засмотреться.
В "Калине красной", кстати, роль Губошлёпа - главаря банды тоже играл он. В рассказе "Охота жить" - беглый арестант убивает старика - охотника. В рассказе "Стёпка" - деревенский парень сбежал из лагеря, когда сидеть оставалось совсем немного. В рассказе "Танцующий Шива" - бригадир плотников - это явно бывший уголовник. И ещё многие. По этой причине проза Шукшина смотрелась, как бы, на грани фола. Не будем забывать, что писалось это всё в шестидесятые годы, когда общественная мораль, в общем-то, не поощряла такую направленность. Это сейчас...
А по большому счёту - герои Шукшина - это светлые люди, как в одноимённом рассказе.
Конечно, умер рано. Совсем мало пожил. Но сколько успел. И остаётся загадкой: как такое может быть, что простой деревенский парень из Сибири стал и знаменитым писателем, и знаменитым режиссёром?
Читайте Василия Шукшина. Когда грустно, когда плохое настроение, почитайте Шукшина - его проза даёт дополнительные импульсы к жизни.
На этом всё. Всем хорошего настроения. До встречи в эфире.