Этимология термина «айкидо» означает на русском языке следующее: «ай» — гармония, «ки» — духовная сила, «до» — путь (одна из наиболее важных категорий японской философии, которая означает нравственное поведение и основанный на морали социальный порядок). Под айкидо обычно понимается японское боевое искусство «будо», эффективная система самообороны, синтезированная из различных боевых искусств. Айкидо как боевое искусство включает в себя ряд важных философских принципов, о которых и пойдёт речь далее. Как когда-то сказал
Л. Н. Толстой: «…нужно непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым морально».
Вообще, следует обратить внимание на то, что научные исследования, посвящённые философии спорта вообще, и немногочисленные работы по философии айкидо обращены к воспитанию личности с разных её сторон, но чаще всего духовно-нравственному воспитанию.
Проблемы Востока — Запада в контексте культурно-исторического процесса анализирует в своих работах Наталья Леонидовна Богомазова. Она акцентирует внимание на формировании нового типа личности с «…социальной адаптированностью, интеллектуальным потенциалом, психологической устойчивостью, …чувством долга перед Родиной, честью»; на воспитание у личности чести, долга, морали, что является основой этического кодекса чести людей, занимающихся восточными видами единоборств, в частности, айкидо, буси-до и др.
Современное развитие спортивной инфраструктуры даёт неограниченные возможности для регулярных занятий профессиональными или любительскими видами спорта. Оптимальные условия для развития традиционными видами боевых искусств, спорта высших достижений, массового спорта и спортивного досуга для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для эффективного использования этих ресурсов и достижения результатов требуется диалектический анализ айкидо.
К понятию «диалектика» есть несколько подходов: это и искусство грамотного спора, и способ обоснования определённых заключений в философии, она выступает формой и средством рефлексивного теоретического рассуждения, анализирующее различные разногласия и др. Диалектика тесно связана с логикой, поскольку любое умозаключение должно быть логичным, а логика — это наука о правильном, непротиворечивом мышлении, наука о доказательстве, рассуждении и речи, а также о способах и правилах деятельности, способствующей познанию. Поэтому связь диалектики и логики несомненна.
Основные законы диалектики были сформулированы Георгом Гегелем — представителем немецкой классической философии. Под законами диалектики обычно понимают независимую, устойчивую и необходимую взаимосвязь между субъектами внутри общества, имеющими отличительные свойства от прочих наук, своей многогранностью, всесторонностью, так как они действуют практически в любой сфере. Законы диалектики устанавливают источники процесса развития — инструменты преобразования от старого к новому.
В философии сформулировано три основных закона диалектики, к которым, как известно, относятся закон единства и борьбы противоположностей (раскрывает источник развития); взаимосвязи (перехода) количественных изменений в качественные (раскрывает механизм, форму развития); отрицания отрицания (раскрывает направление развития).
Действие законов диалектики попытаемся продемонстрировать на примере боевого искусства айкидо, которое уходит корнями в единоборства старых восточных школ, что на данный момент имеет глубокие корни традиционной подготовки. До недавнего времени в традиционном стиле айкидо айкикай проводились только аттестационные испытания и показательные выступления — эмубукай. Однако современные реалии внесли изменения в мир айкидо. Были разработаны и введены в применение правила вида спорта «айкидо». И на данном этапе мы можем наблюдать как традиционную, так и спортивную составляющую айкидо.
Анализ научных источников показал отсутствие методологических и теоретических концепций айкидо. Большинство методических и учебных пособий сводится к освоению основных техник на начальном уровне, базовых понятий и принципов, в основе которых лежат идеи восточной философии. Уделяется внимание духу айкидо, в котором техническое мастерство и моральное воспитание неотделимы. На наш взгляд, следует продолжить научное исследование айкидо в направлении поиска философских основ данного вида боевого искусства и спорта.
В основе закона единства и борьба противоположностей лежит идея противоположных основ, которые представляя нечто целое, единое, находятся в отношении противоречия друг к другу, и развитие осуществляется там и тогда, где и когда происходит разрешение назревшего противоречия. Какова же связь данного закона и развития айкидо, как противоречивого и одновременно гармоничного вида боевого искусства, как спортивного искусства?
Говоря кратко об истории, следует обратить внимание на то, что айкидо зародилось в 1920 году в Японии благодаря деятельности Морихэй Уэсиба, который открыл школу в Токио и назвал свой стиль айкибудо. Уэсиба занимался изучением различных видов старинных видов боевых искусств, поэтому айкидо, как уже было сказано, своими корнями уходит в единоборства старых школ. В юности он занимался в Токио Дзю-дзюцу (школа Кито-рю) и искусством фехтования (школа Синкаге-рю). Позже, переехав на остров Хоккайдо, стал учеником Сокаку Такеда и занялся изучением Айки-дзю-дзюцу (школа Дайто-рю). Принципами этой школы было высокое техническое мастерство с жёстким применением против нападающих, используя физическую силу.
В течении ряда лет менялись названия и принципы преподавания, и только после войны Морихэй Уэсиба назвал свой стиль «айкидо». Но это уже было новое боевое искусство, основывающееся на формировании личности, принципах гармонии и миролюбия, пришедших на смену жёсткому, бескомпромиссному Айки-дзю-дзюцу. Эти принципиально противоположные отличия вызвали большую критику у приверженцев Дайто-рю и других направлений айки-дзю-дзюцу. Айкидо не является системой противоборства нападающему и по существу не является боевым единоборством, поскольку не руководствуется в своих действиях принципом победить, подавить, уничтожить противника. В этом противостоянии состоит суть и проявление, и действие закона единства и борьбы противоположностей.
Айкидо не является боевым видом спорта (хотя и включает спортивные элементы) — то есть, в нём не так важен результат действия, сколько, каким способом этот результат был достигнут. И в этом также проявляет себя обозначенный закон диалектики.
Исторически принцип «Дзюцу» (воинские искусства) возник в суровой обстановке ведения средневековых войн, где жизненно важным было уничтожение противника. Принцип «до» (воинские принципы — пути) сложился в послевоенной обстановке, когда был введён запрет в Японии на занятия боевыми искусствами. Он представлял больше систему физического воспитания, методов самообороны и духовного развития. Противоречие принципов привело к обоюдной критике айки-дзю-дзюцу и айкидо.
В современном мире изменились запросы общества, а вместе с ними и требования к методам спортивной подготовки.
Окончание следует...
Николай Бучин
Екатеринбург, Россия