Найти в Дзене

История космических кораблей «Восток», на которых летали в космос первые советские космонавты

Первый в мире пилотируемый космический корабль «Восток» был создан в 1958-1960 гг. в ОКБ-1 под руководством главного конструктора С.П. Королёва. Корабль состоял из двух отсеков: спускаемого аппарата (СА) и приборного отсека (ПО). Общая длина корабля составляла 5,04 метра. Диаметр СА — 2,3 метра. Диаметр ПО — 2,43 метра. Масса корабля «Восток» — 4700 кг, из них масса СА — 2400 кг, масса ПО с тормозной двигательной установкой ТДУ-1 — 2300 кг.

Спускаемый аппарат корабля «Восток» (3КА № 3) на месте приземления. 12.04.1961. РГАНТД. Арх. № Д1-1846цв
Спускаемый аппарат корабля «Восток» (3КА № 3) на месте приземления. 12.04.1961. РГАНТД. Арх. № Д1-1846цв

Спускаемый аппарат имел сферическую форму, поэтому разработчики корабля ласково называли его «шариком». В течение всего полета космонавт находился в СА в скафандре. При посадке на высоте 7 км производилось катапультирование космонавта из СА. Космонавт и аппарат опускались на землю раздельно на парашютах.

Для испытаний и отработки бортовых систем пилотируемого корабля «Восток» сначала был создан автоматический корабль-спутник, который получил обозначение 1К. В катапультируемом кресле устанавливалась специальная кабина, в которой размещались две подопытные собаки. В рамках летно-конструкторских испытаний были запущены пять кораблей 1К.

15 мая 1960 г. был запущен первый корабль-спутник 1КП (простейший) с целью испытания ТДУ. Спускаемый аппарат не имел теплозащитного покрытия (ТЗП), и поэтому его возвращение на Землю не предусматривалось. Было проведено испытание ТДУ и через некоторое время аппарат 1КП полностью сгорел в земной атмосфере после схода с орбиты.

28 июля 1960 г. была предпринята попытка запуска корабля-спутника 1К № 1 с собаками Лисичкой и Чайкой. Из-за аварии ракеты-носителя корабль-спутник на орбиту не вышел, собаки погибли.

19 августа 1960 г. запущен второй космический корабль-спутник 1К № 2 с собаками Белкой и Стрелкой. Полет прошел успешно. В настоящее время СА 1К № 2 находится в музее РКК «Энергия».

1 декабря 1960 г. был запущен третий космический корабль-спутник 1К № 5 с собаками Пчелкой и Мушкой. Из-за спуска корабля по нерасчетной траектории сработала система автоматического подрыва объекта (АПО), собаки погибли.

22 декабря 1960 г. предпринята попытка запуска корабля-спутника 1К № 6 с собаками Кометой и Шуткой. Из-за аварии ракеты-носителя корабль на орбиту не вышел, а совершил суборбитальный полет. Спускаемый аппарат приземлился в тайге Красноярского края в районе города Тура. Спасателям удалось добраться до него лишь на четвертые сутки при 40-градусном морозе. Собаки остались живы, потому что не сработало катапультируемое кресло, и кабина с животными оставалась в корабле. Спускаемый аппарат корабля 1К № 6 был эвакуирован с места посадки с помощью вертолета и доставлен в ОКБ-1 для исследований.

Корабли 1К № 3 и 4 не запускались. Можно с уверенностью сказать, что они были использованы для изготовления какого-либо макета и тренажера корабля «Восток» для подготовки первых пилотов-космонавтов.

В декабре 1960 г. в лаборатории № 47 Летно-исследовательского института (ЛИИ) в г. Жуковский был создан первый тренажер для обучения космонавтов. Тренажер представлял из себя макет космического корабля «Восток». В его состав входили устройства, имитирующие звездное небо, поверхность Земли, параметры полета и управления им. Все это отображалось в кабине тренажера на приборной доске, а также на оптическом приборе «Взор».

17-18 января 1961 г. на этом тренажере экзамены сдавала первая группа слушателей-космонавтов, в том числе Ю.А. Гагарин.

По воспоминаниям сотрудника лаборатории № 47 ЛИИ Е.Н. Носова: «Позже пульт управления, приборная доска и тренажер корабля „Восток“ экспонировались на ВДНХ, за что институт был награжден „Дипломом Почета“, а многие создатели — медалями ВДНХ».

Кроме того, в 1965 г. на ВДНХ в павильоне «Машиностроение» открылся раздел «Космос». Широкой публике был впервые представлен спускаемый аппарат корабля «Восток», летавший в космос. Какой именно аппарат тогда экспонировался на ВДНХ, сейчас трудно сказать, но совершенно точно, что это был не гагаринский корабль. В октябре 1965 г. ВДНХ посетил Ю.А. Гагарин и осмотрел космические экспонаты.

Завершая рассказ о выставочных экспонатах «Востоков», следует отметить, что 10 апреля 1981 г., к 20-летию полета Ю.А. Гагарина, открылся Мемориальный музей космонавтики около метро «ВДНХ» в Москве. В этом музее также экспонируется макет корабля «Восток».

В декабре 1960 г. были завершены отработочные пуски автоматических кораблей 1К, и начались испытания пилотируемого корабля «Восток», который получил индекс 3КА.

9 марта 1961 г. на орбиту был выведен первый беспилотный корабль «Восток» (3КА № 1) с манекеном и собакой Чернушкой на борту. По случайному совпадению запуск корабля состоялся в день рождения Ю.А. Гагарина. Ему тогда исполнилось 27 лет.

Полет первого 3КА прошел успешно. Вскоре этот аппарат был передан в московское ОКБ-124 (ныне — НПО «Наука»), где разрабатывались аппаратура и системы жизнеобеспечения (СЖО) для космонавтов. На побывавшем в космосе корабле 3КА № 1 проводились испытания и доработка СЖО для длительных, многосуточных полетов «Востоков».

После завершения программы полетов кораблей «Восток» аппарат 3КА № 1 был установлен как памятник у центральной проходной предприятия. Некоторое время он находился на территории пионерского лагеря для детей сотрудников НПО «Наука». В 2017 г. корабль был отреставрирован, покрашен серебряной краской и перевезен на территорию нового строящегося филиала НПО «Наука» в поселке Першино Киржачского района Владимирской области.

25 марта 1961 г. был запущен беспилотный корабль 3КА № 2 для выполнения зачетного полета. На его борту снова находился манекен, а также собака Звёздочка. Полет прошел без замечаний. Спустя некоторое время СА 3КА № 2 был передан в Центр подготовки космонавтов (ЦПК) в качестве учебного тренажера для подготовки пилотов «Востоков». Об этом написал в своей книге «Космонавты. Записки руководителя группы» (1962) Е.А. Карпов — первый начальник ЦПК. После завершения программы «Восток» этот корабль-тренажер был переделан в выставочный экспонат и сейчас находится в музее Дома космонавтов Звёздного городка.

Однако, есть еще один спускаемый аппарат 3КА № 2, который экспонируется у центрального входа в Московский планетарий. Об этом гласит памятка, установленная около космического аппарата. На самом деле это не так.

В РГАНТД хранятся чертежи корабля «Восток», в том числе и его спускаемого аппарата. В соответствии с чертежами в СА «Востока» имеются три люка одинакового диаметра — 1 метр. Если внимательно посмотреть на фотографию аппарата, установленного около планетария, то заметно, что люки у него имеют разный диаметр. Поэтому данный экспонат не является спускаемым аппаратом корабля «Восток». Совершенно очевидно, что это корпус СА автоматического спутника типа «Зенит» для фотосъемки земной поверхности.

Итак, после двух испытательных полетов 3КА в беспилотном режиме наступил черед первому пилотируемому.

12 апреля 1961 г. Ю.А. Гагарин совершил свой исторический полет на корабле «Восток» (3КА № 3). Долгие годы аппарат находился в музее королёвской фирмы в подмосковных Подлипках. В 2016 г. он был впервые показан широкой публике в московском Мультимедиа Арт Музее в рамках выставки «Русский космос», приуроченной к 55-й годовщине первого полета в космос Юрия Гагарина. В 2018 г. гагаринский корабль демонстрировался в отреставрированном павильоне «Космос» (бывший — «Машиностроение») на ВДНХ в новом музейном комплексе — центре «Космонавтика и авиация». В настоящее время СА 3КА № 3 можно увидеть в музее РКК «Энергия».

6-7 августа 1961 г. впервые в мире суточный космический полет на корабле «Восток-2» (3КА № 4) совершил Г.С. Титов. Через три года спускаемый аппарат корабля 3КА № 4 был переделан в макет для испытаний новой парашютной системы для корабля «Восход». Генерал Н.П. Каманин в своих дневниках оставил следующую запись: «На испытаниях в Феодосии 6 сентября 1964 г. люк парашютного отсека не отстрелился, и спускаемый аппарат (кстати, от корабля «Восток-2», на котором летал Герман Титов), упав с высоты 10 км, разбился.

11 и 12 августа 1962 г. стартовали корабли «Восток-3» (3КА № 5) и «Восток-4» (3КА № 6), которые пилотировали, соответственно, А.Г. Николаев и П.Р. Попович. Впервые в мире был выполнен групповой полет двух космических кораблей в течение трех суток.

К сожалению, спускаемые аппараты 3КА № 5 и 6 не сохранились до наших дней. Вероятно, что их тоже могли использовать для изготовления каких-нибудь макетов. Спускаемый аппарат «Востока-3», установленный в Музее космонавтики в Шоршелах в Чувашии — на малой родине летчика-космонавта А.Г. Николаева, не является настоящим кораблем, на котором летал Андриян Григорьевич. Это макет спускаемого аппарата «Востока».

14-19 июня 1963 г. состоялся совместный полет еще одной пары «Востоков». Пилот «Востока-5» (3КА № 7) В.Ф. Быковский выполнил рекордный космический полет длительностью пять суток, а пилот «Востока-6» (3КА № 8) В.В. Терешкова стала первой в мире женщиной, совершившей космический полет. Она находилась в космосе трое суток.

В настоящее время СА 3КА № 7 находится в Государственном музее истории космонавтики им. К.Э. Циолковского в Калуге, а СА 3КА № 8 — в музее РКК «Энергия». Кроме того, макет спускаемого аппарата «Востока-6» экспонируется в музее «Космос», на малой родине первой женщины-космонавта в селе Никульское Тутаевского района Ярославской области.

Таким образом, из 13 запущенных кораблей (1К и 3КА) к настоящему времени сохранились шесть аппаратов, и их сейчас можно увидеть в разных музейных экспозициях.

С.Х. Шамсутдинов