Найти тему
Версия

Бутылка онлайн, но завтра

Правительство РФ подготовило законопроект, который осенью позволит начать легальные онлайн-продажи алкоголя. Его лоббировали Минфин и Минпромторг. Сомневается только Минздрав: а будет ли курьер проверять возраст заказчика? А куда девать уже списанное вино, если покупатель окажется моложе 18 лет? Документ близок к внесению в Госдуму. Его сторонники уверены, что запланированный эксперимент поспособствует развитию российского виноделия и повышению сбора алкогольного акциза. Спиртное, кстати, можно будет купить на сайте «Почты России», но доставка не будет быстрой: бутылки повезут покупателю только через 24 часа после подтверждения заказа. Рестораторы тоже хотят торговать выпивкой на вынос.

   Бутылка онлайн, но завтра
Бутылка онлайн, но завтра

Всё выше!

За прошлый год продажи крепкого алкоголя с содержанием спирта выше 25% в РФ выросли на 7,5% и составили 6,8 литров на человека. Это только учтенные объемы потребления. Объем самогона никто не измерял, а гнать «для себя» - не преступление. Впрочем, снижение уровня употребления алкоголя все же является одной из задач нацпроекта «Демография». Примерно столько же пьют в Польше.

Приводить много цифр не стоит, поскольку методы измерения везде разные: одни раскидывают выпитое на всех, включая грудных младенцев, другие предполагают, что у них в стране пьют только после 15 лет. Потребление крепкого алкоголя выросло, особенно там где климат холоднее: Карелия (15,5 л на человека за год), Сахалинская область (14,9 л) и Коми с Магаданской областью (14,6 л). Объем розничной реализации алкоголя в Татарстане, например, вырос после 2021 года на 5%.

С высоких трибун декларируют борьбу за здоровый образ жизни и стремление к уменьшению потребления алкоголя. На деле все обстоит не совсем так. Импортное вино из-за санкций из продажи почти исчезло, привычка пить отечественное еще не укоренилась. В результате потребление вина в прошлом году упало до 6,2 л на человека (-5,5%). Площади под виноградниками в России растут, но все они находятся на юге. А из-за СВО дорога туда стала длиннее и рисковее. Крымские виноделы предупредили о грядущем подорожании вина: оптовая стоимость может вырасти от 3 до 15%. Грядущее подорожание участники рынка объясняют усложнившейся доставкой вин с полуострова после теракта на Крымском мосту.

Везде

Планомерно расширяется платформа для продажи алкоголя. Российская сеть парфюмерии «Подружка» владеет 287 магазинами, в некоторых из них в Москве теперь доступны сидр, тихие и игристые вина (белое, красное и розовое) российского и иностранного производства.

С 2019 года «Почта России» стала продавать в своих отделениях пиво – задействовано 3200 почтовых отделений по всей стране. Почтовики тогда пояснили: основной упор сделан на сельские отделения почтовой связи, которые предоставляют населению доступ к качественной, сертифицированной алкогольной продукции и пообещали: «Почта России» не будет продавать крепкий алкоголь. Пиво выставили у стойки работника отделения, где обычно продают конверты, календари, газеты и прочее.

Кажется, единственные интересанты, которым не удалось пока получить разрешение на легальную продажу алкоголя – санатории. Хотя хозяева крымских здравниц очень хотят получить разрешение на продажу отдыхающим вина (как лечебного средства) на их территориях. Возможно, добьются, поскольку за последние годы владельцы крупных санаториев каким-то образом приобрели и окружающие их прибрежные виноградники, и торговые марки, даже очень старые...

Пилот

Но жизнь идет дальше, бешеными темпами развивается дистанционная торговля, и следующий логичный шаг – включение алкоголя в список разрешенных к доставке товаров. Аналитики рынка недвижимости констатируют: инвесторы снизили интерес к жилью. Они ушли из центров городов в спальные районы. Самый востребованный актив сейчас - аптеки и алкомаркеты (магазины, где продают только спиртное) в новых жилых комплексах. Спрос со стороны алкомаркетов на помещения растет на 40% год к году. Это неплохой бизнес для начинающих коммерсантов: магазины не требуют дорогого холодильного оборудования, могут занимать небольшую площадь (от 50 кв м), а торговля алкоголем обеспечивает устойчивую доходность.

Наиболее высокие темпы роста выручки в четвертом квартале 2022 года показала Mercury Retail Group (владелец сетей «Красное & белое» и «Бристоль»). Для демонстрации динамики рынка приведем их цифры - оборот увеличен на 31,8%, до 282,4 млрд руб.

По данным СМИ, число торговых точек российской розничной сети по продаже алкоголя «Красное & белое» превысило 8 тысяч, ее магазины работают в 56 регионах страны. Численность сотрудников – более 100 тысяч человек, количество грузовиков, перевозящих товар – 3500. Теперь, скорее всего, к ним добавятся велосипеды курьеров.

В феврале Федерация рестораторов и отельеров России (ФРиО) через своего президента Игоря Бухарова обратилась к спикеру Совета федерации Валентине Матвиенко с просьбой снять запрет на дистанционную торговлю алкоголем для рынка общепита. Выходит, заинтересованным структурам удалось «пробить» законодательные акты, разрешающие протестировать онлайн-продажу вина через «Почту России»: они получили одобрение правительственной комиссии. Пилотный проект планируется запустить с 1 ноября нынешнего года по 31 июля 2026 года в двух регионах — Москве и Подмосковье.

Но в ходе пилота правительство может расширить территорию его применения. Например, сообщалось, что Минсельхоз уже предлагал включить в него Санкт-Петербург, Ленинградскую и Нижегородскую области. Аргументировали поправку тем, что предложение о доставке алкоголя будет актуально для людей, живущих в районах, где нет специализированных алкомаркетов или в коттеджных поселках. Сейчас говорят, что будет разрешена онлайн-торговля только российским вином. Но понятно, что по ходу дела и эти правила могут быть скорректированы. Список производителей, которые смогут стать участниками эксперимента, должен составить Минсельхоз.