Найти в Дзене

Жизнь Саади Ширази как путь к вершинам творчества.

Полное имя известного всему миру поэта XIII века эпохи восточного Ренессанса Саади - Муслих ад-Дин Абулухаммад Абдуллах ибн Муслих Саади Ширази. Саади - это его литературный творческий псевдоним. По данным одних исследователей, будущий поэт, начав свою литературную деятельность взял тахаллос ( литературный псевдоним) по имени правителя Фарса Саад ибн Зенге, который занимался воспитанием поэта. Другие источники свидетельствуют, что этот псевдоним связан с именем внука правителя, а заботился о Саади-подростке дед со стороны матери Моулана Мас уд Казеруни- чрезвычайно просвещенный человек того времени. Исследователями установлена лишь точная дата его кончины- 9 декабря 1292 года. А вот дата его рождения точно не выяснена до настоящего времени. В разных источниках приблизительная дата: около 1203-1208 гг или же 1203-1210 гг. Родился Саади в Ширазе в небогатой семье. Отец будущего поэта, Мушриф Ширази, был духовным лицом, проповедником ислама. Сын а он видел продолжателем своего дела.

Полное имя известного всему миру поэта XIII века эпохи восточного Ренессанса Саади - Муслих ад-Дин Абулухаммад Абдуллах ибн Муслих Саади Ширази. Саади - это его литературный творческий псевдоним.

По данным одних исследователей, будущий поэт, начав свою литературную деятельность взял тахаллос ( литературный псевдоним) по имени правителя Фарса Саад ибн Зенге, который занимался воспитанием поэта. Другие источники свидетельствуют, что этот псевдоним связан с именем внука правителя, а заботился о Саади-подростке дед со стороны матери Моулана Мас уд Казеруни- чрезвычайно просвещенный человек того времени.

Исследователями установлена лишь точная дата его кончины- 9 декабря 1292 года. А вот дата его рождения точно не выяснена до настоящего времени. В разных источниках приблизительная дата: около 1203-1208 гг или же 1203-1210 гг. Родился Саади в Ширазе в небогатой семье. Отец будущего поэта, Мушриф Ширази, был духовным лицом, проповедником ислама. Сын а он видел продолжателем своего дела. Их взаимоотношения - пример взаимопонимания, любви и уважения. Почти полвека спустя Саади в своей поэме "Бустан" с благодарностью вспоминает своего такого "доброго, ласкового и благородного" отца, оказавшего большое влияние на формирование жизненных принципов будущего поэта. Благодаря своему отцу Саади получил хорошее начальное образование. В юношеском возрасте Саади остался сиротой - это первое серьезное потрясение или как бы мы назвали современным языком, психотравма. Семья очень нуждалась и брат Саади был вынужден заняться мелкой торговлей.

Потрясенный ужасами лихолетья завершивший свое начальное образование Саади покинул родину и отправился в Багдад. В те времена Багдад являлся крупнейшим городом средоточием выдающихся деятелей арабского мира: ученых, поэтом в писателей. Саади удалось устроиться стипендиатом в высшее духовное училище "Низамийя", затем учиться в другом - Мустансирийе" В программу подготовки входили помимо основ ислама, преданий о пророке Мухаммеде, Коране с комментариями к нему и светские науки: медицина, филология, математика, зоология, история, логика и поэзия. Уже в то время Саади был сильно увлечен поэзией. В училище поощрялись поэтические диспуты на разные темы. Обширная библиотека насчитывала более семидесяти тысяч томов ( внушительная цифра для того времени. Учителями Саади были выдающиеся ученые того времени, о которых впоследствии с благодарностью часто вспоминал поэт. Самое большое влияние на Саади оказала жизнерадостная, темпераментная поэзия Мутанабби, что отразилось в его стиха. Согласно традициям того времени после окончания учебы Саади отправляется паломников в Мекку. Этот богатый как событиями, так и лишениями период странствий красочно описан в его поэмах "Бустан" и "Гулистан". Его необычайна природная любознательность и дар оратора отразились в его творчестве, начавшемся довольно рано. Ранние газели Саади, объединенные в сборнике "Газалиет кадыма" были написаны еще в годы учебы. газели других лет включены в диваны: "Тайбот", или "Сборник приятных стихов", "Бидоет" ( "Сборник изящных диковинных стихов"), "Хавотим ( "Сбориник заключительных стихов".Саади считают основоположником чистой газели как самостоятельной поэтической формы. А сами газели отличает простота образов, естественность описываемых чувств, убедительностью и жизненностью сравнений наряду с исключительной певучестью и музыкальностью, глубиной содержания при изящности формы. Известны и его прозаические философские трактаты. Это- результат его высокой культуры чтения и образования. Одни из крупнейших исследователей творчества Саади обращает внимание на то, что в произведениях Саади процитированы 102 айта из Корана, 97 хадисов, 86 арабских поговорок и пословиц, 14 сюжетов из рассказов разных писателей. Например, в "Бустане" содержатся цитаты из произведений Рудаки, Фирдоуси, Унсури, Захира Фариаби и ряда других. Это свидетельство того, что Саади прекрасно был знаком с их творчеством.

Поэт выступает защитником народа, придавленного тяжелыми условиями жизни и призывает правителей и чиновников к рассудительности, мудрости, праведности, благочестия и конкретных дел в защиту своей страны.

"Правителей правдивых назначай,

Умеющих благоустроить край.

Кто, правя, тружеников обижает,

Тот благу всей державы угрожает..

Казни судей, в неправде закоснелых,

Трави как хищников заматерелых.

Бесчинствам волка положи конец,

От истребленья огради овец"