Найти в Дзене
Achieve Right Now

Почему важно следить за бизнес-репутацией, или кто такой «ведущий бизнесмен»?

Санкции на практике часто вводятся без проведения какого-либо подробного расследования. В Европейском союзе процесс «рождения» санкций выглядит примерно так: 1. Изначально в СМИ появляется информация о связи конкретных лиц с политическими режимами, их лидерами или государственными органами. 2. Далее компетентный орган (High Representative / Presidency of EU / one of the Member States / Council Secretariat / DG FISMA) при содействии Европейской комиссии собирает и обсуждает информацию. В том числе ту, которая была опубликована в СМИ, вместе с рабочими группами Совета ЕС, созданными в отношении конкретной страны (для Беларуси это Eastern Europe and Central Asia Working Party (COEST)), а также Working Party of Foreign Relations Counsellors (RELEX) и the Committee of Permanent Representatives (COREPER). 3. По результатам обсуждения предложение о введении экономических санкций подается в Совет ЕС, который и принимает окончательное решение. Одним из ключевых источников, которыми руководствую

Санкции на практике часто вводятся без проведения какого-либо подробного расследования.

В Европейском союзе процесс «рождения» санкций выглядит примерно так:

1. Изначально в СМИ появляется информация о связи конкретных лиц с политическими режимами, их лидерами или государственными органами.

2. Далее компетентный орган (High Representative / Presidency of EU / one of the Member States / Council Secretariat / DG FISMA) при содействии Европейской комиссии собирает и обсуждает информацию. В том числе ту, которая была опубликована в СМИ, вместе с рабочими группами Совета ЕС, созданными в отношении конкретной страны (для Беларуси это Eastern Europe and Central Asia Working Party (COEST)), а также Working Party of Foreign Relations Counsellors (RELEX) и the Committee of Permanent Representatives (COREPER).

3. По результатам обсуждения предложение о введении экономических санкций подается в Совет ЕС, который и принимает окончательное решение.

Одним из ключевых источников, которыми руководствуются при введении санкций — публикации в СМИ. Обращаем внимание, что журналистские материалы о бизнесменах или компаниях иногда могут быть недостоверными. В том числе это могут быть:

- Намеренные массовые «вбросы» информации в СМИ

- Конспирологические версии лиц, названных экспертами

- Некорректные публикации в СМИ, которые дублируются и выдаются за новый материал, использование высказываний подсанкционного лица и прочее.

Тем не менее, при подготовке отчетов компетентный орган может зацепиться за отдельные формулировки статей в СМИ.

На более приземленном уровне, также, для проверки обоснованности отчётов с предложениями о введении экономических санкций, финансовые институты и государственные органы ЕС пользуются базой World-Chek.

World-Check – база данных с информацией о «высокорискованных» гражданах и организациях. Ей пользуются банки и иные финансовые институты, чтобы прогнозировать риски сотрудничества, выполнять нормативные обязательства, исключить непреднамеренное участие в финансовых преступлениях. Именно тут гражданин может стать PEPом.

PEP – это обозначение «политически значимого лица» (Politically Exposed Person), которое используется в целях финансового и комплаенс мониторинга. Такие лица находятся в «зоне» особого контроля, причем не только банками. Комплаенс проверка третьей стороны (делового партнера, контрагента) при идентификации PEP статуса уделяет оценке рисков особое внимание.

И конечно, в случае, если PEP-персона является «частью корпоративной структуры» вашей компании (например, в качестве владельца / акционера, руководителя, члена совета директоров) компании КРАЙНЕ ВАЖНО уделить внимание своему корпоративному профайлу, поскольку подобная ситуация может серьезно ограничить бизнес. Более того, в ряде случаев целесообразно рассмотреть план мероприятий, по исключению из списка PEP, которые размещают те или иные ресурсы.

Из бесплатных открытых источников, которые предлагают базы данных PEP, можно попробовать -

https://www.opensanctions.org/

Блокирующие санкции Совет ЕС начал вводить с конца февраля 2022 года, и вводятся такие санкции в отношении лиц, которые формально соответствуют определенным критериям. Эти основания перечислены в ст.3 Регламента Совета ЕС №269/2014 от 17.03.2014. Но с 25 февраля 2022 года в этой статье появились новые основания:

«Лидирующий/ведущий бизнесмен, а также юридическое лицо, ведущий или ведущее свою хозяйственную деятельность в секторе экономики, обеспечивающий существенный доход политическому режиму».

Давайте просто назовем «Ведущий бизнесмен»

Совет ЕС вводил санкции по основаниям «ведущего бизнесмена» с конца февраля 2022 года. Как минимум 12 исков в суд ЕС поступило с оспариванием именно этого основания (Тигран Худавердян, Сулейман Керимов, Роман Абрамович и т.д.). Такие санкции также оспаривают Андрей Козицын, Эдуард Худайнатов, Дмитрий Пумпянский и Владимир Кантор, Герман Хан. Ни один иск пока не рассмотрен судом ЕС.

  • Совет ЕС может вводить санкции против лиц, связанных с «ведущими бизнесменами». На основании связанности, введены санкции в отношении Александра и Галины Пумпянских (сын и супруга Андрея Пумпянского).

Критерий «ведущего бизнесмена» во всех перечисленных делах оспаривается заявителями двояко. В одних случаях заявитель приводит доводы, что он не является ведущим бизнесменом (такой довод привел Михаил Фридман). Остальные настаивают, что вводить санкции только по причине того, что лицо является ведущим бизнесменом в отрасли, неправомерно (Андрей Козицын, Дмитрий Пумпянский, Владимир Рашевский).

То есть, если в первом случае оспаривается правомерность применения нормы права, то во втором – правомерность нормы права как таковой!

Оспаривание правомерности такой нормы в российской практике является новой, но тем не менее, осуществляется на основании ст. 277 Договора о функционировании Европейского Союза. Если норма была принята неуполномоченным органом, с нарушением существенных процедурных требований, с нарушением положений учредительных договоров ЕС или нормы права, относящейся к их применению, в случае злоупотребления полномочиями – все эти основания могут помочь в оспаривании.

Но, чтобы понять перспективы оспаривания, давайте обратимся к другому санкционному режиму, где такая норма уже применялась. Добро пожаловать в Сирию!

Сирийский опыт

«Ведущий бизнесмен» в сирийском санкционном режиме появился в 2015 году, методом «проб и ошибок». Совет ЕС в 2011 году ввел санкции в отношении сирийского бизнесмена Исама Анбубы. В обоснование Совет ЕС утверждал, что он является ведущим местным бизнесменом, что влечет за собой тесную связь с государственной властью.

Когда Совет ЕС вводил эти санкции, в сирийском санкционном режиме отсутсвовало такое основание «ведущий сирийский бизнесмен». Но Совет ЕС смог отстоять свою позицию (дело даже расматривалось в апелляции), но это стоило больших усилий.

Во избежание подобных трудностей в будущем, Совет ЕС в конце 2015 года ввел такой критерий «ведущий сирийский бизнесмен» и упростил себе процесс доказывания. Теперь Совету ЕС не надо доказывать, что если лицо является ведущим бизнесменом Сирии, то это означает тесную связь с государственной властью.

Суд ЕС рассмотрел доводы заявителя о противоправности этой нормы, но не согласился с ней по следующим причинам:

- Суд ЕС подчеркнул, что Совету ЕС предоставлено широкое усмотрение во внешнеполитической сфере. Разработка критериев для введения санкций находится в пределах внешнеполитических полномочий Совета ЕС.

- Совет ЕС не случайно ввел этот критерий. Более мягкие санкции не изменили внутриполитическую жизнь Сирии, поэтому ужесточение санкционного режима было оправдано.

- Суд ЕС посчитал, что критерием «ведущий сирийский бизнесмен» не нарушаются права лица на защиту. Совет ЕС не освобождается от обязанности доказать, что лицо является ведущим бизнесменом Сирии. В любом случае, даже если лицо является ведущим бизнесменом, то оно может опровергнуть в суде ЕС, что у него имеется связь с политическим режимом.

Вот так как-то….

Рассмотрим еще один не мене важный вопрос. Некоторые российские лица находятся под санкциями как «связанные с ведущими российскими бизнесменами». К примеру, Алесканд и Галина Пумпянские. Насколько эта «связанность» является основанием для введения санкций?

В 2012 году Судом ЕС было вынесено апелляционное определение по делу Тай За против Совета ЕС.

Под европейские санкции попал 16-ти летний Пай По Тай За, так как по мнению Совета ЕС, он был связан со своим отцом, одним из ведущих бизнесменов Мьянмы (Бирмы). Однако, Тай За не проживал в Бирме, и как оказалось, к деятельности отца не был причастен.

Совет ЕС определил, что если лицо подпадает под санкции как «связанное с другим подсанкционным лицом», то Совет ЕС должен привести достаточно веские основания, где показать собственные действия «связанного лица», обосновывающие введение санкций.

Если вспомнить начало этого материала, что санкционные обоснования могут появиться исключительно на основании публикации в СМИ и интернете, то вывод только один:

Следите за тем, что пишет пресса о вашей компании и своевременно принимайте меры по устранению негативной информации. Это позволит сэкономить на судебных издержках в будущем.

Удалить любую информацию в интернете вам помогут

Ну и по традиции, в каждом материале мы разыскиваем для Вас уникальную литературу, которую скоро сложно будет найти. Например, книги Harvard Business Review!

Это главный деловой журнал в мире! Новый выпуск, посвященный управлению изменениями.

Если ваша компания переживает серьезные перемены или вам это только предстоит, то эта книга для вас. Из сотен статей журнала, посвященных управлению изменениями, редакторы HBR отобрали самые полезные и актуальные.

Из книги вы узнаете, как составить четкий план проведения изменений в компании и оценить их эффективность, почему лидеру так важно быть уверенным в выбранном курсе, как сделать радикальные перемены менее болезненными и, пожалуй, самое главное: как подготовить сотрудников и максимально сократить естественное сопротивление любым переменам.

ЗАКАЗАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ТУТ