Найти тему

Шахматы с нуля. "Основные правила шахмат".

Шахматы - это одна из самых популярных настольных игр в мире, которую можно играть в любом возрасте. Она является игрой, требующей умственных усилий, позволяет развивать логическое мышление и стратегические навыки. В этой статье мы рассмотрим основные правила игры в шахматы и объясним каждый шаг по порядку.

  1. Цель игры

Цель игры в шахматы заключается в том, чтобы захватить короля соперника, то есть поставить мат королю соперника. Когда король оказывается под боем (шахом), его нужно защищать. Важно знать, что мат это шах от которого нет защиты. А шах - это нападение на короля, но там может быть от 1 до 3 способов защиты. Если король не может быть защищен, игрок получает именно мат и немедленно проигрывает шахматную партию.

2. Расстановка фигур на доске

Начальная расстановка фигур.
Начальная расстановка фигур.

Шахматная доска состоит из 64 клеток, разделенных на белые и черные квадраты (поля). Игроки расставляют фигуры на доске перед началом игры. Фигуры расставляются следующим образом:

  • Сначала расставляются ладьи. Они ставятся на углы доски.
  • Затем расставляются кони. Они ставятся рядом с ладьями.
  • После этого расставляются слоны. Они ставятся рядом с конями.
  • Затем ставится ферзь. Он ставится на свой цвет.
  • Король ставится на оставшуюся клетку противоположного цвета, на котором находится ферзь.
  • Пешки ставятся на второй ряд игрока играющего белыми и на 7 ряд играющий чёрными. Они стоят на линии перед фигурами. Чтобы понять правильно ли стоят фигура (если доска без цифр и букв) то правый нижний угол должен быть белый и со стороны белых и со стороны чёрных.

3. Ходы фигур

Каждая фигура имеет свои правила хода. Вот основные правила для каждой фигуры:

Отрабатывайте ход конём, традиционно начинающим сложнее всего им управлять.
Отрабатывайте ход конём, традиционно начинающим сложнее всего им управлять.
  • Конь может двигаться на две клетки в любом направлении, а затем на одну клетку под углом влево или вправо.
  • Слон может двигаться по диагонали на любое количество клеток.
  • Ладья может двигаться только по горизонтали или вертикали, на любое количество клеток.
  • Ферзь может двигаться как по горизонтали и вертикали, так и по диагонали, на любое количество клеток.
  • Король может двигаться на одну клетку в любом направлении.
  • Пешка может двигаться на одну или две клетки вперед на своем первом ходу. После этого, пешка может двигаться на одну клетку вперед, за исключением атаки других фигур. Когда пешка достигает последнего ряда, она может быть превращена в любую кроме короля и пешки.
  • Ещё необходимо помнить, белые фигуры не едят белых, а чёрные фигуры чёрных.

4. Атака фигур

Фигуры могут атаковать другие фигуры, которые стоят на той же вертикали, горизонтали или диагонали или в случае с конём на соседней линии (вертикали, горизонтали, диагонали).

Здесь конь нападает с вертикали А, на вертикаль B из-за угла. (Буквой Г)
Здесь конь нападает с вертикали А, на вертикаль B из-за угла. (Буквой Г)

На этой диаграмме мы видим конь белых стоит на большой диагонали А1-H8 и при своём ходе идёт на поле d3 и получается напал на ладью с5, где сама ладья стоит на соседней диагонали A3-F8
На этой диаграмме мы видим конь белых стоит на большой диагонали А1-H8 и при своём ходе идёт на поле d3 и получается напал на ладью с5, где сама ладья стоит на соседней диагонали A3-F8

Фигуры также могут атаковать пешки, которые стоят перед ними на диагонали.

5. Шах и мат

Когда король находится под угрозой атаки другой фигуры, то это называется шахом. Когда король оказывается под шахом, игрок должен защитить своего короля, передвинув его на безопасную клетку, блокируя атаку или атаковать фигуру, которая угрожает его королю. Если игрок не может защитить своего короля от шаха, то он находится в мате, что означает проигрыш игрока.

6. Правило 50 ходов

Белым нужно до 50 ходов поставить мат. Иначе - ничья. В такой позиции можно поставить мат за 12-15 ходов.
Белым нужно до 50 ходов поставить мат. Иначе - ничья. В такой позиции можно поставить мат за 12-15 ходов.

Если в течение 50 ходов не произошло ни одной взятия фигуры и ни одна пешка не была передвинута, то игроки могут объявить ничью.

7. Рокировка

На этой диаграмме белые рокировали короля с поля е1- на g1, а ладья с h1 на f1. Такая рокировка называется  в короткую сторону. Черные же сделали рокировку в длинную сторону. Обратите внимание, король так же перепрыгнул 1 клетку. Ушёл с е8 на с8, а вот черная ладья ушла с а8 на d8 (перепрыгнув 2 клетки). Поэтому и называется рокировка в длинную сторону.
На этой диаграмме белые рокировали короля с поля е1- на g1, а ладья с h1 на f1. Такая рокировка называется в короткую сторону. Черные же сделали рокировку в длинную сторону. Обратите внимание, король так же перепрыгнул 1 клетку. Ушёл с е8 на с8, а вот черная ладья ушла с а8 на d8 (перепрыгнув 2 клетки). Поэтому и называется рокировка в длинную сторону.

Рокировка - это ход, который позволяет королю переместиться на две клетки в сторону ладьи, а ладье переместиться на следующую клетку после короля. Рокировка позволяет защитить короля, переместив его на безопасную клетку, и улучшить положение ладьи.

8. Взятие на проходе

Взятие на проходе можно делать только сразу ответным ходом. Только пешка бьёт пешку на проходе.
Взятие на проходе можно делать только сразу ответным ходом. Только пешка бьёт пешку на проходе.

Если пешка преодолела две клетки на своем первом ходу, и оказалась рядом с пешкой соперника, которая стоит на своей исходной позиции, соперник может взять эту пешку на проходе, передвинув свою пешку на ту клетку, которую преодолела пешка противника.

Это основные правила игры в шахматы, которые необходимо знать, чтобы начать играть. Важно понимать, что игра в шахматы требует много практики и опыта, чтобы стать хорошим игроком. Однако, если вы начнете с основных правил и постоянно тренируетесь, то вы сможете наслаждаться игрой и улучшать свои навыки.

9. Пат

При ходе чёрных в этой позиции пат, так как король не может идти под удар другого короля или других фигур.
При ходе чёрных в этой позиции пат, так как король не может идти под удар другого короля или других фигур.

Когда игрок не имеет легальных ходов, но его король не находится под шахом, это называется патом. В этом случае игра заканчивается ничьей.

10. Защита от шаха

Здесь чёрные могут использовать все 3 защиты от шаха. 1) Съесть нападающую фигуру белых на g3 2) Сделать защиту перекрытием сходив чёрным ферзем на g7. 3) Уйти королём на f8 или h8.
Здесь чёрные могут использовать все 3 защиты от шаха. 1) Съесть нападающую фигуру белых на g3 2) Сделать защиту перекрытием сходив чёрным ферзем на g7. 3) Уйти королём на f8 или h8.

Когда король находится под шахом, игрок должен защитить своего короля от атаки. Защита может быть выполнена путем перемещения короля на безопасную клетку, блокирования атаки другой фигурой или атакования фигуры, которая угрожает королю.

11. Невозможные ходы.

Невозможный ход мы видим на диаграмме. Белый ферзь не может съесть сразу пешку на с6, так как ферзь стоит с пешкой на разных вертикалях, горизонталях и диагоналях.
Невозможный ход мы видим на диаграмме. Белый ферзь не может съесть сразу пешку на с6, так как ферзь стоит с пешкой на разных вертикалях, горизонталях и диагоналях.

Нарушение правил может привести к проигрышу партии. Некоторые наиболее распространенные нарушения включают неправильное перемещение фигуры, использование несуществующих ходов и игру за время своего соперника. Важно знать, что за 2 невозможных хода могут признать вам поражение. В некоторых детских турнирах до 8 лет, могут поражение присудить за 3 невозможных хода, а за первые 2 "штрафовать" убавлением времени или добавлением времени игроку, который зафиксировал, что был сделан невозможный ход. Чтобы правильно фиксировать невозможный ход, необходимо звать шахматного судью, чтобы он зафиксировал сам.

12. Контроль времени

У кого первого доля секунды закончится, тот и проиграл.
У кого первого доля секунды закончится, тот и проиграл.

В официальных играх, каждый игрок должен выполнять ход в определенное время, определяемое таймером. Если игрок не выполняет ход в отведенное время, то он может проиграть партию по времени. Так как когда на шахматных часах будет 0 минут. Игра закончится поражением того, кто просрочил время.

Зная основные правила шахматной игры можно начинать играть и на практике ещё лучше понять как играть в шахматы. А самое главное, знаний должно быть достаточно, чтобы играть и получать удовольствие от игры (самого процесса). Всем спасибо, кто дочитал. Поддержите статью лайком, жду Ваших комментариев.