Ну, или, если и меньше, то совсем чуть-чуть. Ведь солистка «Москонцерта», заслуженная артистка России Ирина Кострова, чей столетний(!) юбилей на днях торжественно отметили в Государственном Кремлёвском Дворце, увлеклась театром ещё в раннем детстве. И пронесла свою огромную любовь к искусству через десятилетия.
Ирина Васильевна родилась в 1923-м в Москве, на улице Вахтангова (ныне - Большой Николопесковский переулок). Здесь, в самом сердце столицы, она окончила школу. На следующий день после выпускного вечера началась Великая Отечественная война. Рвавшуюся на фронт Ирину Кострову на передовую не взяли по возрасту. Работала на заводе, рыла окопы под Москвой. Отморозив ноги, получила гангрену, к счастью, попала в руки хорошего доктора, который её спас. Окончила с отличием курсы медсестёр, выхаживала бойцов в госпитале, но мечта о театральном вузе не отпускала. Из Ульяновска, куда эвакуировали предприятие, на котором работал отец, и куда после медицинских курсов перебралась и Ирина, девушка с невероятными приключениями – время-то военное, до Москвы ни на чём не добраться – окольными путями вернулась в столицу и опять-таки вопреки всем обстоятельствам (не иначе как её направляла сама судьба) сумела поступить в единственное функционировавшее тогда учебное заведение - Городское театральное училище, организованное на базе ГИТИСа.
Педагоги прочили ей блестящее будущее, но сделать карьеру талантливой выпускнице оказалось не так-то просто: по советским меркам сильно подкачала биография. Дело в том, что у Ирины Костровой – дворянские корни. Её отец, Василий Никитич, окончил инженерное училище в Санкт-Петербурге, воевал в Первую мировую войну, награждён двумя Георгиевскими крестами и орденом Святого Александра Невского. Бабушка Ирины по материнской линии, Стефания Карловна Суховецкая-Исполатова – полька, была известной художницей, выставлялась в Третьяковской галерее. Ирина Васильевна вспоминает, что в анкетах она всегда честно писала: «Отец – бывший белогвардеец, бабушка – полька…», после чего, как несложно догадаться, отдел кадров накладывал вето на её зачисление в очередную труппу. От отчаяния Ирина была на грани суицида, но тут провидение всё-таки сжалилось над ней: она обратилась в существовавший тогда Второй армейский театр, и его художественный руководитель Виктор Громов сумел отстоять молодую актрису. В её репертуаре появились главные роли. А потом девушку заметила сама Мария Кнебель! Выдающийся педагог и режиссёр, ученица Станиславского, Мария Осиповна пригласила Кострову в свой театр Центрального дома культуры железнодорожников. Ирина Васильевна вспоминает, что репертуар у труппы был прекрасный, и она гордилась сыгранными там ролями. Какое-то время она служила и в «Ленкоме», но однажды перешла в «Москонцерт» - и осталась в нем навсегда. Поэзия, величие и красота русского слова – это оказалось настоящим призванием и творческой страстью Ирины Костровой.
Она всегда обожала поэзию конца XIX - начала XXвека. И теперь могла составлять программы и читать авторов своего обожаемого Серебряного века публике. Это была одновременно художественная и просветительская миссия, ради которой она, похоже, и родилась. Кстати, на своём юбилейном концерте в Дипломатическом зале ГКД Ирина Кострова тоже читала стихи. И подарила возможность гостям вечера открыть для себя произведения, которые наверняка многие теперь будут перечитывать вновь и вновь. В частности, созданные Миррой Лохвицкой (Ирина Васильевна подчеркнула, что ударение в фамилии автора делается на первом слоге) – её строками зачитывались юная Ирина и её сверстники, всеми правдами и неправдами доставая заветные сборники. И действительно, это настоящая большая поэзия, не зря многие исследователи именно Мирру Александровну Лохвицкую (1869-1905) считают основоположницей русской «женской поэзии» прошлого века, предшественницей Марины Ивановны Цветаевой и Анны Андреевны Ахматовой.
Я не знаю, зачем упрекают меня,
Что в созданьях моих слишком много огня,
Что стремлюсь я навстречу живому лучу
И наветам унынья внимать не хочу.
Что блещу я царицей в нарядных стихах,
С диадемой на пышных моих волосах,
Что из рифм я себе ожерелье плету,
Что пою я любовь, что пою красоту.
Но бессмертья я смертью своей не куплю,
И для песен я звонкие песни люблю.
И безумью ничтожных мечтаний моих
Не изменит мой жгучий, мой женственный стих.
Ирина Кострова вдохновенно прочитала эти строки, было видно, что они близки ей внутренне. И ещё одним изумительным стихотворением Мирры Лохвицкой порадовала слушателей актриса. Посвящено оно Константину Бальмонту:
Эти рифмы — твои иль ничьи,
Я узнала их говор певучий,
С ними песни звенят, как ручьи,
Перезвоном хрустальных созвучий.
Я узнала прозрачный твой стих,
Полный образов сладко-туманных,
Сочетаний нежданных и странных
Арабесок твоих кружевных.
И, внимая напевам невнятным,
Я желаньем томлюсь непонятным:
Я б хотела быть рифмой твоей,
Быть, как рифма, — твоей иль ничьей.
Вообще весь юбилейный вечер Ирины Васильевны Костровой – а он получился удивительно тёплым, уютным, позитивным и невероятно вдохновляющим – строился как чередование концертных номеров, посвящённых юбиляру, и литературных фрагментов, когда сама Ирина Кострова читала (на память!) поэтические композиции. Ахматова, Цветаева, Бальмонт, Гумилёв… Анна Ахматова – особая любовь актрисы. В исполнении Ирины Костровой фантастически прозвучала и любовная лирика поэтессы, и её исполненные мощного гражданского посыла строки, такие актуальные сегодня:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю,
Им песен я своих не дам.
Но вечно жалок мне изгнанник,
Как заключённый, как больной.
Темна твоя дорога, странник,
Полынью пахнет хлеб чужой.
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас.
Ирина Кострова пояснила, что эти стихи – ответ Ахматовой русской эмиграции, которая очень хотела «заполучить» её и сделать своим знаменем.
А потом Ирина Васильевна прочитала еще одно стихотворение Анны Андреевны, напрямую соотнеся его с сегодняшним периодом в жизни страны:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
«Мы обязательно победим!» - констатировала Ирина Васильевна. И зал в очередной раз разразился аплодисментами бесконечного восхищения этой удивительной женщиной.
На самом деле невозможно не согласиться с народным артистом России Игорем Верником, который вёл юбилейную программу: как бы ни восхищала всех нас цифра 100 на афише, соотнести её с Ириной Васильевной Костровой невозможно. Вот она, сидит на сцене, царственно прекрасная, элегантная, подтянутая, излучающая такую жизненную энергию, которой могут позавидовать многие вполне ещё молодые люди. Вкус и любовь к жизни, умение наслаждаться каждым мгновением, погружённость в творчество – в первую очередь, истоки её долголетия, похоже, надо искать именно в этом. Да и сама Ирина Кострова (кстати, ведущий лишь изредка называл виновницу торжества по имени и отчеству, чаще он обращался к ней по имени, и в данном случае это выглядело вполне естественно и уместно) на вопрос журналистов о том, что позволяет ей оставаться в столь прекрасной форме, отвечала однозначно и без колебаний: «Неуспокоенность, жажда творчества и умение созидать!»
Прав был Игорь Верник и в том, что оказаться на такой встрече – огромное счастье для каждого. Прежде всего, потому, что это уникальное, без преувеличения, историческое событие. А ещё потому, что удивительная героиня юбилейного вечера явила всем нам пример того, как на самом деле можно правильно распорядиться своей жизнью: не растрачивая бесценные часы и дни на суету, безделье, бессмысленное времяпрепровождение, конфликты, склоки, негатив. Вместо всего этого у людей есть возможность любить, творить, наслаждаться красотой мира, помогать друг другу. И тогда, сколько бы лет судьба нам ни отпустила, это будет достойное, яркое и увлекательное путешествие сквозь время к новым высотам, достигая которых мы радуемся и понимаем: «Всё было не напрасно!».
В этот памятный вечер, конечно же, к ногам прекрасной Ирины Костровой было принесено немало роскошных букетов. И первый Ирине Викторовне вручил министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры города Москвы, заслуженный деятель искусств Российской Федерации Александр Кибовский. «Это очень почётно для Москвы, - подчеркнул Александр Владимирович, - что из 78 лет, а именно таков творческий стаж Ирины Васильевны Костровой, большую часть времени она работала именно в нашем городе, в столичных театрах, в «Москонцерте». И уточнил: «Ирина Васильевна сегодня - самый опытный действующий артист не только в нашей стране, но и в мире, и мы, конечно, очень этим гордимся».
Александр Кибовский сообщил, что Указом мэра Москвы Ирине Костровой присвоено звание «Почётный деятель искусств города Москвы». Это высший знак признания творческих заслуг в столице, и, как пояснил министр, присваивается оно очень редко.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл удостоил Ирину Васильевну Кострову Ордена Святой равноапостольной княгини Ольги.
«Молитвенно желаю Вам крепкого здоровья, душевного мира, неоскудевающей помощи Божией и добрых дел, и новых творческих свершений», - говорилось в его поздравлении, адресованном юбиляру.
Но, разумеется, самое главное поздравление Ирина Васильевна получила от президента нашей страны. Приведём его полностью:
«Уважаемая Ирина Васильевна!
Сердечно поздравляю Вас с юбилеем. Вы с честью прошли через горнило испытаний военного времени. Поднимали страну из руин, созидали мощь и достоинство великой державы. Мы искренне благодарны Вам за ратный подвиг и трудовые свершения, за глубокое чувство сопричастности к судьбе Отечества. Желаю Вам здоровья и всего самого доброго.
Президент Российской Федерации Владимир Путин».
Что же касается музыкальных подношений, то их женщине-легенде сделали в этот вечер и знаменитые звёзды – народные артисты России Сергей Жилин и Галина Беседина, заслуженные артисты России Нина Шацкая и Ян Осин, и молодые талантливые исполнители Сурен Платонов и Мари Карне. И то, как эмоционально, радостно реагировала на происходящее именинница, ещё раз убеждало: паспортный возраст – вещь весьма условная, главное же – внутреннее ощущение человеком времени и себя в нем, состояние его души.
Певица Елена Максимова вышла на сцену с изящным букетом цветов и, вручив их виновнице торжества, исполнила - прежде всего, для неё - «Вальс фронтовой медсестры» Д.Тухманова - В.Харитонова. Как же слушала его Ирина Васильевна! Было совершенно понятно, что она в эти минуты заново переживает свою военную молодость. Некоторые гости даже не могли сдержать слёз…
Наверное, именно в таком живом общении и рождается настоящая и так на самом деле необходимая всем нам связь поколений, ценность которой невозможно определить никаким материальным эквивалентом.
Многие из выступавших являются коллегами Ирины Костровой по «Москонцерту», как, например, пианистка Валентина Лисица, исполнившая Прелюдию соль минор №5 Сергея Рахманинова, любимого композитора Ирины Васильевны, и Александр Гладков и Сергей Борзов, которые вместе с Яном Осиным посвятили имениннице песню «Королева красоты» А.Бабаджаняна – А.Горохова. Артистичные участники импровизированного трио, завершив выступление, еще долго стояли коленопреклоненными перед героиней вечера, выражая ей своё восхищение. После чего все участники программы и во главе с Игорем Верником, при дружной поддержке зала, спели «С Днём рождения, Ирина!».
Ну а потом на сцену ринулись многочисленные почитатели таланта актрисы и её друзья. Цветы, объятия, автографы, разговоры… В какой-то момент Верник начал вежливо поторапливать гостей, объясняя, что лимит отведённого для праздника времени исчерпан. Впрочем, он ещё раньше взял с Ирины Васильевны Костровой обещание, что именно здесь она отметит свой следующий юбилей. На этой ноте все и расставались…
Материал подготовлен пресс-службой Государственного Кремлёвского Дворца.
Фото: Екатерина Лола