Вообще, как и любая другая религия, ислам не принуждает к исполнению большей части своих заповедей, а лишь настоятельно это рекомендует. Более того, мусульмане прекрасно понимают, что все народы разные, а потому дают им право поступать в соответствии со своими собственными обычаями.
Если говорить об одежде, то в той же Африке есть куча девиц из экваториальных племен, которые исповедуют ислам, но щеголяют с открытым бюстом – какой уж тут еще при этом хиджаб?
Но, что касается Азербайджана, то с ним немного другая ситуация. В этой стране исторически встречались две культуры – восточная и кавказская, в каждой из которых у женщин было принято покрывать свои волосы. С другой стороны, у тюрок это было делать не обязательно.
Поэтому до революции было так. Большинство азербайджанок носило кялагаи – это местная вариация головного платка, или, скорее, большой накидки в общекавказском стиле. Цвета могли быть самые разные. Верующие мусульманки, особенно если они придерживались шиитского течения, благодаря иранскому влиянию чаще надевали чадру – это большое черное покрывало, которое закрывает все тело, оставляя на виду только овал лица. Правда, в отличие от Персии, где использовался только черный цвет, чадры в азербайджанском исполнении могли быть цветные.
Тем не менее, в азербайджанском обществе всегда была высока роль женщины. А тюркские традиции говорили, что дамы должны иметь право решать, носить им платки или нет. Поэтому уже во второй половине 19-го столетия многие деятели культуры стали убеждать соотечественниц отказаться от чадры и головных платков.
Но целенаправленной политикой это стало только после установления советской власти, когда была проведена кампания по освобождению восточных женщин, которую назвали худжум («наступление»). Нечто подобное происходило и в остальных мусульманских республиках СССР с разной степенью успешности.
Первой от традиционных головных уборов отказались азербайджанская киноактриса Иззет Мирза Ага кызы Оруджева и четыре ее сестры. При большом схождении народа они сбросили свои чадры прямо в центре Баку, а улица, на которой это происходило, с тех пор стала носить название Чадровая. Ныне ее переименовали в улицу Мирзы Ага Алиева – это отец тех пяти девушек.
Считается, что к 1929-му году от чадры отказались более 270-ти тысяч азербайджанок. Это очень большая цифра, учитывая тот факт, что население республики в то время составляло менее 2,5 миллиона, а численность горожан – всего 700 тысяч человек. То есть, чадру сняла большая часть горожанок – особенно, девушек и молодых женщин.
Что касается нашего времени, то Азербайджан – это светская страна, где религия отделена от государства. Предполагается, что каждая девушка и женщина имеет право самостоятельно решать, покрывать ей свою голову или же нет. Но на деле азербайджанское общество настроено категорически против хиджабов – за исключением некоторых исторических мест, где традиционно преобладает консервативное население. В качестве примера последнего можно привести бакинский поселок Нардаран, где высоки позиции шиитского ислама.
Отчасти к этому привело понимание, которое есть во всех постсоветских странах, что радикальная исламизация ведет к тоталитаризму. В Азербайджане никто не хочет, чтобы женщины при + 40 °C носили на себе черные мешки. А дальше что? Тотальное приведение всех под общий знаменатель, а в отношение тех, кто не согласится, бомбы и теракты?
Ну и еще есть один чисто культурный момент. Конечно, Российская империя и советское прошлое сыграли свою роль. Но в плане менталитета Азербайджан и без них прикольная страна. Тут люди не против и погулять, и водочки бахнуть, и попробовать других грешных вещей)) Когда-то и весь Иран был таким, особенно иранские тюрки, но теперь ими правят аятоллы.
Поэтому в Азербайджане распространена мягкая версия ислама, и большинство мужчин и женщин плохо воспринимают хиджаб.