Найти в Дзене

Британский музей: погружение в древность

Работает с 10 утра до 17.00. Вход бесплатный. Фотографировать можно. Есть несколько кафе и огромный магазин, продающий книги и сувениры. Осмотреть это гигантское собрание исторических и культурных ценностей за одно посещение, разумеется, невозможно. Посетителям предлагаются аудиогиды с несколькими вариантами маршрутов. Экскурсоводы стараются показать то, что наиболее знаменито. Мне тоже пришлось выбирать... Отказалась от античной скульптуры (всё-таки видела её в Музеях Ватикана), от искусства Китая, Кореи и Японии (нельзя же объять необъятное). Раздобыла план музея и проложила свой маршрут. Но... не всё удаётся... Почему-то с центрального входа посетителей отправляли на «черный», и в музей я зашла с противоположной стороны. И сразу попала в зал под названием «Жизнь и смерть». Здесь выставлены экспонаты из Новой Зеландии, Ганы, с Соломоновых островов, из Южной Америки и американской Арктики, связанные с шаманством, почитанием духов и т.п. Почему «Жизнь и смерть»? Потому что первобытные

Работает с 10 утра до 17.00. Вход бесплатный. Фотографировать можно. Есть несколько кафе и огромный магазин, продающий книги и сувениры.

Осмотреть это гигантское собрание исторических и культурных ценностей за одно посещение, разумеется, невозможно. Посетителям предлагаются аудиогиды с несколькими вариантами маршрутов. Экскурсоводы стараются показать то, что наиболее знаменито. Мне тоже пришлось выбирать... Отказалась от античной скульптуры (всё-таки видела её в Музеях Ватикана), от искусства Китая, Кореи и Японии (нельзя же объять необъятное). Раздобыла план музея и проложила свой маршрут. Но... не всё удаётся...

Почему-то с центрального входа посетителей отправляли на «черный», и в музей я зашла с противоположной стороны. И сразу попала в зал под названием «Жизнь и смерть». Здесь выставлены экспонаты из Новой Зеландии, Ганы, с Соломоновых островов, из Южной Америки и американской Арктики, связанные с шаманством, почитанием духов и т.п. Почему «Жизнь и смерть»? Потому что первобытные племена старались задобрить духов, чтобы выздороветь.

-2

Экспонаты очень интересные. Есть даже статуя с острова Пасхи – один из знаменитых «моаи». Эту скульптуру называют Хоа Хакананаиа – «Потерянный (или украденный) товарищ». Эта каменная статуя примерно 1000-1200 гг. , выполненная из базальта, когда-то стояла на берегу океана вместе с другими. Высота её 2.42 м, вес около 4,2 тонн (включая постамент – 5 тонн).

-3

Её глазные впадины были изначально заполнены красным камнем и кораллом, и скульптура была раскрашена в красное и белое, но краски смылись, когда её перевозили на корабле в Европу в 1869 г.

Мне «Товарищ» показался не слишком большим и подозрительно новым, гладеньким, чистеньким. Как-то одиноко и неприкаянно выглядел он в зале музея среди толп туристов.

Затем я попала в зал египетской скульптуры. Огромные головы и конечности фараонов.

Розеттский камень, к которому невозможно подойти из-за обступивших его туристов. Так что вот вам: Розеттский камень, вид сзади.

-5

Надписи, расположенные с другой стороны, выполнены на греческом и древнеегипетском языках, причём на древнеегипетском – двумя видами письма. В 1822 г. французский учёный Шамполион предположил, что содержание надписей одинаково. Он сопоставил имена собственные «Птолемей» и «Клеопатра» из греческого текста с группами иероглифов, окружённых картушем – так было положено начало расшифровке египетских иероглифов.

А кто хочет всё-таки увидеть надписи – добро пожаловать в сувенирный магазин. Там Камень представлен в виде копий разных размеров, на кошельках, косметичках, галстуках, носках, кухонных передниках… (Вы представляете себе, кому можно подарить чёрно-белый передник с рядами букв и иероглифов? Преподавателю истории, причём с подколкой: я, мол, был в Британском музее, а твоё место на кухне?)

А рядом витрина с предметами быта Египта ХХ века. Не помню, какие годы – могли быть и 20-е, и 50-е. Зачем? Почему здесь? Загадка британской души…

-6

Читая материалы о Британском музее, я думала: «Зато у них нет кошачьих мумий, как у нас в Пушкинском музее». Есть, да ещё какие! Новёхонькие! И каменные саркофаги, в которых их хоронили. А также мумии других священных животных и птиц, например ибисов и соколов. Правда, эти фото я делала уже в другом зале – логика их расположения довольно загадочна.

Вверху собственно мумии в изящных пеленах (обратите внимание на недоумевающую мордочку мумии справа), внизу – кошачьи саркофаги.

А это просто статуя кошки (конечно, богини) с золотым кольцом в носу.

-8

На человеческие мумии я любоваться не собиралась (и вообще, Египет – это, конечно, интересно, но он представлен и в других музеях, в том числе в России). А вот чего у нас точно нет – это материалов по Месопотамии и Ассирии. И я поспешила в нужные мне залы.

Ассирийская скульптура. 11-8 века до н.э.

А теперь давайте ещё раз прочитаем: 11 век до нашей эры. Три с лишним тысячи лет назад.

Здесь вы увидите то, что, возможно, напомнит вам учебник истории Древнего Мира. Ассирийские статуи и барельефы кажутся знакомыми.

Гигантские львы находились при входе в храм Иштар.

-10

У этих человеко-львов («шеду», или «ламассу», как их называют ассирийские тексты), очень выразительные лица. А ещё у них 5 ног: спереди кажется, что они стоят, поставив обе передние лапы рядом, а сбоку – что идут.

А дальше – потрясающие рельефы с изображением львиной охоты. Их можно рассматривать, как своеобразный «фильм».

А вот другой барельеф: какой-то царь захватил чужой город. Побеждённые ползут к его ногам на карачках.

-13

А с тем, кто не хочет покориться, разговор короткий:

-14

Не правда ли, что-то знакомое? Да, так и понимаешь, что люди мало изменились...

Опять «шеду», на этот раз человеко-быки. Великолепны!

И наконец я вышла в прекрасный внутренний двор музея, с крышей Нормана Фостера.

-16

Интересно, как выглядел этот двор до появления крыши? Пишут, что это было «потерянное пространство» – видимо, просто внутренний двор с круглым зданием книгохранилища внутри. А сейчас – оригинальный, великолепный зал с мраморными полами и экспонатами.

Вот, например, лев из Книдоса (греческий город на территории современной Турции). Мне кажется, он смотрит на мельтешащих вокруг людишек с какой-то горькой иронией. Что ж, имеет право. Ему уже почти 2500 лет!

-17

А вот тотемные столбы, расположившиеся посреди кафе:

-18

Вообще мне показалось, что экспонатов в музее так много, что некоторые (прекрасные и, наверное, ценные) просто некуда ставить и их размещают прямо на лестницах, и люди в основном проходят мимо них:

-19
-20

Каждую такую мозаику хочется долго разглядывать, но я старалась придерживаться намеченного плана.

Опять Месопотамия (Междуречье Тигра и Евфрата). Арфы, которым 4500 лет...

И это баран в кустарнике мне почему-то знаком…

-23

И – опять неожиданно: картина ХХ в., изображающая сражение короля Эфиопии с итальянскими колонизаторами. Это, если не ошибаюсь, тот самый Хайле Селассие I, происходивший из легендарной династии потомков царя Соломона и обожествлённый растафарианцами. С ним встречались Н.Гумилёв и Н.Вавилов.

-24

Зал Северной Америки (8000 г.до н.э. – наши дни) – небольшой и тёмный. Вообще в Британском музее не запрещено фотографировать, но некоторые залы настолько тёмные, а стёкла витрин так отсвечивают, что сделать хороший снимок очень трудно. Наверное, это делается нарочно.

-25

Представлены как исторические артефакты, так и современное искусство коренных обитателей Канады и США: трубки в форме животных (200 г.до н.э.), карты на оленьих шкурах (18 в.). текстиль, одежда, резьба, керамика.

А дальше зал Мексики (200 г.до н.э. – 16 в.), в котором хочется сфотографировать буквально всё! Опять оживают фотографии и рисунки из любимых книг...

Каменные скульптуры 900-1450; барельефы, статуэтки, сосуды…

-27

Статуэтка ягуара. Говорите, не похож? Но древний художник так видел!

-28

Керамический сосуд в виде собачки. Очень мило.

-29

А это – дама с собачкой.

-30

Не верите? Перевожу надпись с таблички:

«Глиняная фигурка женщины, держащей собачку. Найарит, 300 г.до н.э. – 300 г.н.э. Богато украшенная женщина с кольцом в носу, в серьгах, ожерелье и браслетах, что указывает на её высокий статус. В левой руке она держит контейнер с крышкой, лежащий на её плече. Маленькая собачка уютно устроилась на сгибе её правой руки. Открытый рот указывает на то, что она поёт».

Вот, теперь вы рассмотрели эту гламурную фифу? В кольцах-браслетах, с пирсингом в носу и с ма-а-ленькой собачкой под мышкой? И с сумочкой на плече? По-моему, она здорово повеселилась в клубе...

А какая великолепная змея! Обратите внимание: благодаря зеркалу видно, что древний мастер не халтурил и снизу обработал камень так же тщательно, как сверху.

Что я не сфотографировала – так это инкрустированные опалами и перламутром черепа. Жуткое зрелище! И мозаичные блюда – повторяю, витрины устроены так хитро, что ничего толком снять нельзя.

Возвращаемся в Старый Свет.

Пелерина из Молда – изделие из цельного листа золота, датируемое примерно 1900—1600 гг. до н. э. Обнаружена в Северном Уэльсе в могильном кургане бронзового века на пустыре под названием Bryn yr Ellyllon, «Холм сказочных существ». Пелерина была надета на тело погребённого в грубом каменном саркофаге. От тела остались только фрагменты, но по размеру пелерины ясно, что оно было небольшим. Возможно, это была женщина. (То есть ещё раньше, чем ассирийцы создавали своих крылатых львов, на Британских островах какие-то эльфы создавали такие украшения...)

-32

Золотой кубок из Ринглмира — гофрированный золотой сосуд эпохи бронзового века, обнаруженный в кургане на территории фермы Ринглмир британском графстве Кент в 2001 г. Хотя кубок был сильно повреждён в результате удара плуга, видно, что его изначальная высота составляла 14 см.

-33

Почему-то мне кажется, что не только №1, воспроизводящий первоначальный вид кубка, но и №2 – кубок, повреждённый плугом – это лишь макеты. Может, дело в удивительной отполированности и блеске? Каждый раз изделия из золота здесь и в Дублине будут вызывать у меня эти подозрения.

Следующий зал посвящён культуре кельтов.

Мечи и щиты

Двурогий кельтский шлем Ватерлоо, найден в Темзе (Лондон), Железный век, 150-50 гг до н.э.

-35

И забавные статуэтки:

А вот Человека из Линдоу я не нашла. Был там какой-то малоинтересный скелет под стеклом. Но Человек из Лидоу, судя по описаниям, должен быть мумией. Так назвали человека, зверски умерщвлённого в эпоху в 20-90 гг.н.э. и обнаруженного в торфяном болоте в графстве Чешир. Видимо, это было друидское жертвоприношение. Брр...

Почему-то у меня нет ни одной фотографии из зала, посвящённого римской оккупации Британии (43 – 410 гг. н.э.). Это очень странно: ведь я хотела посмотреть и на Кубок Ликурга (римский стеклянный кубок IV века н. э., меняющий цвет в зависимости от освещения), и на таблички из Виндоланды (памятники письменности I-II веков).

Возможно, кубок убрали из экспозиции? Ведь он найден не в Британии (и вообще неизвестно где).

Таблички же я прекрасно помню, но для фото – ничего интересного. Надписей практически не видно. Конечно, рассмотреть бы их поближе, да кто ж мне даст…

(Таблички содержат официальную военную документацию и частную переписку. Наиболее известно письмо Клавдии Северы, жены командира форта, к даме по имени Сульпиция Лепидина с приглашением на свой день рождения. Севера «сердечно приглашает» подругу на праздник, который должен состояться 11 сентября, и далее шлёт приветы «твоему Цериалу» от себя, а также от «моего Элия и сыночка». «Я жду тебя, сестра. Прощай, сестра, душа моя, приветствую тебя и желаю тебе всего самого наилучшего». Это письмо датировано примерно 100 годом н. э.)

Эти средневековые миниатюры на кости я сфотографировала, потому что по ним прекрасно видно, для чего они служили: чтобы неграмотные люди, получив минимум объяснений, могли представить себе всю историю распятия и воскрешения Христа.

-37

Саттон-Ху и средневековая Европа

Я с 2017 г. ломала голову: ну почему пишут, что здесь выставлена древний погребальный корабль? Ну нет же его! И только сейчас, в очередной раз забравшись на сайт Британского музея, поняла: да там же прозрачная инсталляция, в которой с трудом можно разглядеть очертания этого корабля (сам он полностью сгнил, но остались чёткие отпечатки в почве). Этакий призрак корабля... А его окружают экспонаты.

Находки же, сделанные в кургане Саттон-Ху, знамениты. Вот как они выглядят. «Большой круглый щит и меч с золотой рукояткой, украшенные гранатами». Описание красивое, а на самом деле мы видим только сохранившиеся детали щита.

«Искорёженная шестиструнная лира, завёрнутая в бобровую шкуру». Искорёженную не запомнила, а её реконструкция вот:

-39

И самый знаменитый экспонат из этого зала – «шлем Беовульфа».

Здесь вы опять же можете видеть сохранившиеся фрагменты, наложенные на основу. Реконструкция – "золотая", целенькая – находится рядом, но сфотографировать её не получилось – сплошные блики. Всё расплылось.

Конечно, этот шлем не принадлежал легендарному Беовульфу, но могильник относится к культуре англов и саксов VI—VII веков, отразившейся в англосаксонском эпосе. И сходные археологические находки сделаны как раз в Швеции, откуда прибыл легендарный Беовульф.

А потом я узрела уголок, посвящённый восточным славянам – фрагменты «Киевского клада» (не знаю, какого века). Обнаружен он был в 1906 г., часть украшений с эмалью находится в Метрополитен Музее Нью-Йорка, а кто и когда это всё продал англосаксам - не знаю.

-41

А вот этот баран не помню чей -- саксонский или славянский...

-42

Зал Средневековой Европы (1050-1500 гг.)

Забавные шахматы с острова Льюис. 78 фигурок, выполненных из моржового клыка и китового зуба. XII век. Ещё 11 фигур находятся в Национальном музее Шотландии. Это остатки 4-х комплектов.

-43

Короли сидят на тронах, держа меч. Королевы сидят на тронах, подперев щёку рукой либо держа кубок. Епископы (слоны) увенчаны митрами и держат посохи. Рыцари (кони) сидят на пони. Стражники соответствуют современным ладьям. Это пешие воины. Пешки имеют вид усечённой пирамиды со скруглённой верхушкой, т.е. больше похожи на шашки.

Утверждение, что «четыре стражника изображены как берсерки, грызущие свои щиты», при ближайшем рассмотрении кажется спорным. У них просто искажённые лица с раскрытыми ртами. Впрочем, не буду спорить. Не очень удобно было рассматривать.

А в заключение эта прекрасная скрипка:

Сейчас задумалась: а почему, собственно, этот музыкальный инструмент украшен явно демонической фигурой? Может, не только священнослужители считали светскую музыку греховной, но и сами трубадуры-менестрели были не прочь позаигрывать с дьяволом?

Подвожу итоги.

Увы, многое из того, что я целенаправленно шла посмотреть, я либо не увидела, либо не запомнила. Не стану утверждать, что публику обманывают. Конечно, нет. Приходилось видеть витрины с надписями, что экспонат находится на выставке, реставрации или изучении. Что-то пропустила по собственной невнимательности. Что-то закрыли от меня другие посетители (а их было о-о-чень много). В общем, хочется вернуться... А пока поброжу по виртуальным экскурсиям (на них зато народу нет, все экспонаты видны).

Понравилось? Ставьте лайки, пишите комментарии!

И ждите следующих статей!