Найти тему
Журнал «Фотон»

Вопрос, который год назад расколол российское левое движение: являются ли компьютерные игры искусством?

Человечество, дабы разнообразить свой досуг, создало уйму способов. Эти способы зависят от экономики и, конечно же, технологий. Если в Древней Греции книг было гораздо меньше, чем сегодня, то одним из главных досугов для граждан была философская дискуссия. Вместе с обществом развивались технологии; появился способ книгопечатания, создавались музыкальные инструменты. В общем, искусство с развитием общественно-экономических формаций развивалось тоже. На сегодняшний день копья ломаются о следующий вопрос: можно ли отнести компьютерные игры к искусству? Особенно этот вопрос затронул Константин Семин, который игры искусством не считает. Не так давно у него с Борисом Юлиным завязалась полемика по этому вопросу. Ознакомиться подробнее можно здесь:

Мы же постараемся понять, являются ли компьютерные игры искусством. Для этого обратимся к определению из Советской энциклопедии:

«Иску́сство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. В этом плане к И. относят группу разновидностей человеческой деятельности — живопись, музыку, театр, художественную литературу (которую иногда выделяют особо — сравни выражение «литература и искусство») и т. п., объединяемых потому, что они являются специфическими — художественно-образными — формами воспроизведения действительности. В более широком значении слово «И.» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом смысле…».

По этому определению мы должны ответить на ряд вопросов:

1. Является ли компьютерная игра одной из форм общественного сознания?

2. Является ли компьютерная игра составной частью духовной культуры человечества?

3. Является ли компьютерная игра специфическим родом практически-духовного освоения мира?

Как нам известно, общественное бытие определяет общественное сознание. Сознание на основе реальной действительности создает некий продукт, который несёт или не несёт в себе ценность для общества. Таким образом искусство — это продукт общественного сознания, сформированного бытием. Компьютерные игры являются тем самым продуктом общественного сознания, равно как литература, музыка, живопись и иные виды искусства.

В состав компьютерной игры входит несколько основных видов искусства: литература (сюжет), кинематография (движущаяся картинка), музыка и интерактив (нажатие клавиш для тех или иных действий). Всякий вид искусства создается общественным бытием через общественное сознание. Таким образом по одним лишь эти компонентам компьютерные игры можно назвать одной из форм общественного сознания, а также составной частью духовной культуры.

Можно ли компьютерные игры использовать в качестве освоения мира? Сегодня этот вид досуга подается не только через компьютерные агрегаты и гаджеты, но и через видеовизуальные устройства. Через такие устройства человек может не только увидеть мир, но и практически побывать в нем. Набирают популярность виртуальные туры, которые вполне себе можно перенести в игру, добавив интерактив с сюжетом и оставив вид реально существующей местности. Если говорить только о компьютерных играх, то к ним это тоже относится. За основу сценария берутся реальные исторические события, которые дополняются авторской задумкой. Человек может погрузиться в этот интерактивный мир, по сути прикоснуться к тому времени, к тем людям, пережить те события. То же самое можно сказать об играх по литературным произведениям.

Исходя из этого, компьютерные игры можно назвать искусством. В них так же можно заключить некую пропаганду, равно как в литературу, музыку и прочее. Они являются продуктом общественного сознания, в который включен определенный посыл и смысл. А вы как относитесь к компьютерным играм?

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429