Жил да был один итальянец. Звали его...
Нет, наверное, лучше по-другому.
В 1474 году произошло в Московском Кремле пренеприятное событие: рухнул почти достроенный новый Успенский собор. Псковские мастера, осматривавшие обрушившееся здание, сделали вывод, что «известь не клеевита да камень не тверд», но сами за постройку нового собора не взялись, и Семён Толбузин (посол) был по совету Софьи Палеолог немедленно отправлен в Италию за подходящим специалистом.
Таковой был найден.
Он был широко известен и за пределами Италии. Все рассказывали о том, как этот инженер сделал несколько уникальных (и первым в мире) операций. Например, 24-метровая колокольня делла Маджоне (снесена в 1825 году) при церкви Санта Мария Маджоре в Болонье была за несколько дней передвинута на 13 метров, чтобы освободить место для строительства нового здания городской администрации. За это городской совет Болоньи присвоил Аристотелю Фиораванти звание старшины ложи каменщиков родного города и назначил пожизненное обеспечение. В сентябре 1455 года Фиораванти выпрямил колокольню Сан Бьяджо в городе Ченто, а в декабре — башню при церкви Сан Микеле Арканджело в Венеции. В 1458 году он отреставрировал древний мост в Павии, а в 1459—1460 устроил (то есть построил) Пармский канал.
В 1475 году шестидесятилетний архитектор с сыном по имени Андреа и слугой по имени Пьетро в составе посольства отправился в Московское княжество. О прибытии итальянского архитектора в Москву свидетельствует Первая Софийская летопись, где значится, что он приехал «на Велик день» (на Пасху), и не один, а «взят же с собою тот Аристотель сына своего Андреем зовут, да паробка, Петрушею зовут».
Для возведения нового собора необходим был материал. Не только белый камень (который добывали в Подмосковном Мячково), но и кирпич. Тот, что делали прежде, был плохого качества и фактически представлял собой древнюю плинфу, поэтому Фиораванти предварительно, до начала стройки, поставил кирпичный завод у Андроникова монастыря на берегу Москвы-реки; кирпич этого завода был качественнее старого и имел единый стандарт.
Что такое плинфа? Это – тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине. В Древней Руси размер плинфы — 300×350×25 мм. Плинфа меньших размеров использовалась как черепица. Изготавливалась в специальных деревянных формах. Сушилась 10-14 дней, а затем её обжигали в печи.
А почему кирпичный завод сделали на Золоторожской набережной? Все просто – Аристотель Фиораванти был инженер и понимал, что кирпич лучше доставлять не на подводах, а по воде, на плотах и баржах. Экономно и мудро.