Не так давно на аукционе Bonhams была продана одна из ранних картин известного английского художника Фредерика Лейтона. Ее стоимость составила 403 тысячи фунтов стерлингов, что равняется 501 тысяче долларов. С 1960-х годов о произведении ничего не было известно и вот владельцы выставили его на продажу. Картина стала второй по стоимости, значительно уступив полотну Василия Поленова «Голгофа» («Смотрели издали»), проданному почти за 2 миллиона долларов. Кстати, в 2021 году картину Поленова можно было увидеть в Москве на большой и потрясающей выставке Музея русского импрессионизма «Другие берега».
Однако, вернемся к Лейтону. Изучавшие полотно специалисты установили, что картина была создана около 1861 года, так как в 1862 году с большим успехом выставлялась на выставке лондонской Королевской академии. Об успехе картины писал сам Фредерик Лейтон сначала в письме отцу, в котором он отметил, что это его первый большой успех после «Мадонны Чимабуэ» 1855 года, затем в письме матери, где гордился, что произведение получило достойное место чуть выше так называемой «линии».
Что такое «линия»? По традиции, возникшей еще в XVIII веке, на выставках Королевской академии использовалась шпалерная развеска, а «линией» называлось пространство примерно в 60 см над головой, которое было самым престижным местом. Картины, размещенные вдоль «линии», было прекрасно видно над головами многочисленных посетителей, а надо сказать, что выставки Академии в то время посещали в буквальном смысле толпы. Кроме того, картины можно было рассмотреть в деталях, в отличие от тех, что располагались выше. И, конечно, эти полотна всегда в первую очередь были в центре внимания критиков и прессы.
Рецензент из Художественного журнала в 1862 году очень высоко оценил «Морское эхо», сообщая, что «никогда еще, с тех пор, как Лейтон выставил свою грандиозную флорентийскую процессию («Мадонна Чимабуэ») он был так успешен, как в своих новых небольших картинах» (помимо «Морского эха» Лейтон писал об еще одной работе, которая тоже была хорошо принята на выставке 1862 года. – прим. автора).
«Мадонна Чимабуэ», представленная на выставке Королевской Академии в 1855 году, была первым большим успехом Фредерика Лейтона. Он работал над ней два года и грандиозное полотно стало настоящей сенсацией. О молодом мастере заговорили, а саму картину купила восхищенная королева Виктория. Однако в следующие годы его новые произведения были встречены без энтузиазма и успех его картин в 1862 году был очень важен для Лейтона. В то время его индивидуальный стиль, для которого как раз будут характерны проявившиеся в картине «Морское эхо» эстетизация образов и незамутненный колорит, находился в процессе становления.
На этом небольшом по размеру (всего 51 x 44 см) но очень изысканном полотне Лейтон крупным планом изобразил молодую и невероятно прекрасную девушку, задумчиво прислушивающуюся к морской раковине. Она сидит в спокойной расслабленной позе, шнурок на ее блузке ослаблен и шелковая блузка соскользнула с одного плеча, практически обнажив ее пышную грудь.
Созданный Лейтоном образ абсолютно идеален. Прекрасна фарфоровая кожа девушки, ее нежнейший румянец, чувственные слегка приоткрытые розовые губы. Прекрасны ее роскошные густые волосы красивого медного цвета, выразительно контрастирующие с белоснежной кожей. Перед нами словно морская нимфа, оказавшаяся в мире людей и лишь в ракушке способная услышать отзвуки родного ей мира далеких морских глубин.
Позади девушки можно увидеть изысканную и богато расшитую драпировку с цветущими белыми пионами. На заднем плане Фредерик Лейтон изобразил морской берег и тревожное предгрозовое свинцовое небо, на фоне которого море всегда становится насыщенных изумрудных оттенков.
Это произведение является одним из многих, показывающих, каким прекрасным и вдумчивым художником был Лейтон. Палитра теплых белых, телесных, розовых и бежево-коричневых оттенков на переднем плане дополняется холодными серо-сиреневыми и изумрудными оттенками разных тонов на заднем плане и одновременно как бы противопоставляется им. За счет такого насыщенного и темного фона, внимание концентрируется на главной героине полотна. А перламутровая ракушка в ее руках служит прекрасной акцентной деталью, связывающей все элементы композиции воедино – в ее полированной поверхности словно отражается и изумрудное море, и нежно-розовые губы девушки.
1860-е годы стали переломными в жизни Лейтона. Его покровителем и другом стал принц Уэльский, а сам художник стал членом Королевской академии художеств, а затем инспектором художественных школ при Академии. Лейтон был богат, востребован и признан профессиональным сообществом. Но это было лишь началом, в следующие годы его ждала новая порция почетных наград и должностей. Французы наградили его орденом Почетного легиона, в Англии он был избран президентом Королевской академии и получил дворянский титул баронета, а Италия почтила мастера тем, что предложила Лейтону прислать свой автопортрет для уникальной коллекции автопортретов художников, что мастер и сделал. Этот автопортрет вы можете увидеть ниже, сегодня он хранится в галерее Уффици.
Последнее почетное звание Лейтон получил буквально за день до своей смерти в 1896 году – художнику был пожалован титул барона, в связи с чем он теперь именуется Лордом Лейтоном. Фредерик Лейтон стал первым художником, удостоившимся столь высокого дворянского титула.
Дорогой читатель, я искренне благодарна Вам, что дочитали до конца эту статью. Если статья Вам понравилась, поддержите ее лайком и подписывайтесь на мой канал.
С уважением, искусствовед Екатерина Илюшкина!