Если вы занимаетесь продажей импортной продукции в России, обязательно убедитесь, что товар был легально ввезен на территорию страны. В договорах маркетплейсов установлена ответственность за продажу контрафактных товаров, поэтому важно избегать таких нарушений. В случае обнаружения нарушений могут быть назначены штрафы.
Перед продажей товаров убедитесь, что они соответствуют нормам ЕАС и имеют необходимую разрешительную документацию, такую как сертификаты, декларации соответствия и т.д. Рекомендуется регулярно проверять сроки действия сертификатов и текущий статус органов, выдавших их. Если вы не являетесь производителем или напрямую не закупаете товары, важно убедиться, что вы не нарушаете прав третьих лиц, законно используете товарные знаки и можете проследить цепочку закупки до завода-изготовителя и обладателя товарного знака.
Нужно помнить, что любая компания, занимающаяся торговлей, несет ответственность за безопасность продаваемых товаров, предоставление необходимой информации о них на упаковке, соблюдение прав интеллектуальной собственности и уплату налогов и сборов, установленных законодательством России.
Крупные маркетплейсы следят за своей репутацией и оперативно удаляют с площадок товары, не соответствующие законодательству. Даже если недобросовестным продавцам удается разместить некорректную продукцию, она будет обнаружена и продавцы будут обязаны выплатить штрафы. Однако, владельцы маркетплейсов не несут ответственности за вред, причиненный продавцом неполной или недостоверной информацией о товаре.
На этапе заведения товаров маркетплейсы запрашивают основные документы, подтверждающие законность продажи товаров в России. Например, для того, чтобы стать продавцом на маркетплейсе Wildberries, необходимо предоставить целый список документов, включая документы об ИП, ООО, ПАО продавца, согласия правообладателей на продажу товаров конкретных торговых марок и другие документы на продукцию, если вы производитель.
В случае возникновения спорных ситуаций или жалоб от покупателей или других ритейлеров, интернет-площадки могут потребовать дополнительный пакет документов. В договорах маркетплейсов прописаны санкции, которые налагаются на продавцов за нарушение прав интеллектуальной собственности, реализацию контрафакта и т.д.
В этом случае, интернет-площадки немедленно снимают товар с продажи и начинают процесс возврата товаров со своего склада продавцу. Параллельно, они запрашивают документы и начинают проверку. Независимо от того, чисты вы перед законом или нет, лучше иметь под рукой весь пакет документов, подтверждающих законность вашей деятельности. Это поможет вам обезопасить себя от дополнительных издержек.
По одной из популярных точек зрения, мир держится на трех китах, а в случае выхода на маркетплейсы, проверка всех юридических аспектов держится на 4 столпах. Это:
1. Сертификация
Для доказательства безопасности вашего товара перед потребителями необходимо провести испытания и получить соответствующие сертификаты и декларации. Сертификаты имеют ограниченный срок действия и требуют постоянного контроля за их актуальностью. На всех маркетплейсах перед началом продаж необходимо загрузить сертификаты для каждого товара.
Если вы хотите узнать, какие требования к продукции и каким образом должно быть подтверждено ее соответствие, необходимо установить, применяются ли следующие документы:
- действующие технические регламенты ЕАЭС («О безопасности игрушек», «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», «О безопасности продукции легкой промышленности» и другие);
- постановление No 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии»;
- решение No 299, содержащее Единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза.
Если эти регламенты и постановления не распространяются на ваш товар, то разрешительные документы не нужны. Однако торговые площадки могут запрашивать официальный документ, подтверждающий, что продукция не подлежит обязательной оценке соответствия. В таком случае, вы можете получить отказное письмо от аккредитованного органа.
Стоит учитывать, что отказное письмо может быть воспринято маркетплейсом и потребителями как отказ производителя от гарантий качества товара. Чтобы официально подтвердить качество своей продукции, многие производители оформляют добровольный сертификат в Национальной системе сертификации.
2. Маркировка
Важно, чтобы каждый товар был промаркирован соответствующим образом. Маркировка - это специальный знак идентификации, который размещается на товаре и включает в себя текст, графику и условные обозначения.
EAC (Eurasian Conformity)
Существует несколько типов маркировки, которые могут быть использованы для различных товаров. Например, знак ЕАС (Eurasian Conformity) указывает на то, что продукт прошел сертификацию и соответствует требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза. Однако, если товар не подлежит сертификации, то знак ЕАС не требуется.
Текстовая маркировка (так называемая иная маркировка)
Это информация о товаре, прописанная в буквенной форме. Как правило, она содержит следующие данные:
- наименование;
- страна, где изготовлен товар;
- предприятие-изготовитель или его представитель (уполномоченное лицо);
- юр. адрес завода (представителя);
- габариты;
- состав;
- единая пиктограмма;
- дата производства;
- номер партии, гарантии.
Независимо от того, какую продукцию вы реализуете, эти сведения обязательно должны быть на каждом товаре!
Для одежды и изделий из текстильных материалов дополнительная информация должна содержать:
- вид и массовую долю натурального и химического сырья в материале верха и подкладки изделия;
- модель;
- символы по уходу за изделием;
- инструкцию по особенностям ухода.
Для обуви дополнительная информация должна содержать:
- модель, артикул изделия;
- вид материала, использованного для изготовления верха, подкладки и низа обуви;
- инструкцию по уходу.
Data Matrix
Data Matrix – это специальный QR-код, в который «зашиваются» сведения о товаре, например, номер партии, наименование продукции, импортер и т.д.. Data Matrix представляет собой двумерный матричный штрихкод – чёрно-белые элементы или элементы нескольких различных степеней яркости, обычно в форме квадрата, размещенные в прямоугольной или квадратной группе. Код маркировки имеет вид 01XXXXXXXXXXXXXX21XXXXXXXXXXXXX240XXXX. Он зашифрован в коде Data Matrix, а также в идентификационном коде.
Маркировке Data Matrix подлежат лишь определенные категории товаров. Эту систему по маркировке и отслеживанию запустили в «пробном формате» в 2018 после выхода Распоряжения Правительства РФ №792-Р от 28.04.2018. 1 июля 2019 года в нашей стране была введена уже обязательная Data Matrix маркировка определенной группы товаров. Первой стала маркироваться табачная продукция и изделия из меха.Затем список расширился – в нем появились лекарственные препараты, обувь, шины, фотоаппараты. С 1 января 2021 маркированию Data Matrix подлежат товары легкой промышленности (одежды и белья), молочная продукция, ювелирные изделия и парфюмерия. Предприниматели, занимающиеся реализацией подлежащих маркировке товаров в обязательном порядке должны зарегистрироваться в системе «Честный Знак». Обязательно изучите информацию по теме и узнайте, нужно ли наносить Data Matrix на ваши изделия.
3. Товарный знак
Товарный знак (товарная марка//торговая марка) служит для индивидуализации товаров или продукции (услуг) юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Особенность товарного знака заключается в том, что он позволяет идентифицировать конкретный товар или группу продукции (услуг). Визуально он действительно выглядит как текстовый или графический объект, нанесенный на продукцию, упаковку или используемый в рекламных целях.
Для того чтобы продавать товары определенного бренда и размещать товарный знак бренда на маркетплейсах, рекламных банерах и прочих материалах, селлеры должны подтвердить, что не нарушают прав владельца товарного знака. Если вы производитель или работаете по схеме контрактного производства (размещаете заказы на производство с использованием в упаковке своего дизайна и бренда), то сложности не возникнут. У вас на руках должно быть свидетельство на товарный знак, оформленное на ваше же юридическое лицо.
Если вы покупаете «полностью готовый» товар определенного бренда для последующей перепродажи, то вам необходимо запросить свидетельство на товарный знак у своего поставщика. В случае когда закупка идет не напрямую у владельца бренда, важно запросить документы, которые позволят проследить всю цепочку перепродажи товара вплоть до производителя. Ими могут являться как сами договоры купли-продажи, так и официальные авторизационные письма.
4. «Белый» импорт
Запомните раз и навсегда: импорт должен быть «белым», законным . Легальный ввод товаров в оборот в России означает, что, закупив товар за пределами РФ, вы должны провести его через таможню, оплатить пошлины и сборы, получить таможенную декларацию. Для таких контролирующий органов , как ФТС и ФНС, уровень прозрачности всех цепочек движения товаров и средств вырос и продолжает расти с каждым годом. Поэтому сейчас выгода от некорректного ввоза товаров в России уже не перекрывает риски постпроверок. Оптимизацию стоит искать не в «серых» схемах, а в настройке цепей поставок и финансовом планировании.