Найти в Дзене
Радио 7 на семи холмах

Коммунальные дома архитектора Моисея Гинзбурга

В 1920-е годы архитектор Моисей Гинзбург (автор знаменитого дома Наркомфина на Новинском бульваре) возглавлял секцию типизации при Стройкоме РСФСР и занимался поиском новых форм жилья, которые позволили бы предоставить как можно большему числу людей отдельную жилплощадь, при этом максимально удешевив её строительство. Ситуация в стране была такая, что квартиру из нескольких комнат сразу же заселяли несколько семей – и получался, по выражению самого Гинзбурга, бытовой ад. В результате были придуманы не квартиры, а «ячейки», размещавшиеся в так называемых коммунальных домах. Для их жителей предусматривались общие столовая, прачечная, душевые и другие «удобства». Таким образом, часть домашних дел «выносилась» из квартиры, и кухню можно было сократить до крошечного «кухонного элемента», а ванную – до «душевой ниши» или просто рукомойника. Архитекторы разработали несколько типов жилых «ячеек», и самыми экономичными были признаны ячейки типа F, рассчитанные на проживание одного-двух человек.

В 1920-е годы архитектор Моисей Гинзбург (автор знаменитого дома Наркомфина на Новинском бульваре) возглавлял секцию типизации при Стройкоме РСФСР и занимался поиском новых форм жилья, которые позволили бы предоставить как можно большему числу людей отдельную жилплощадь, при этом максимально удешевив её строительство. Ситуация в стране была такая, что квартиру из нескольких комнат сразу же заселяли несколько семей – и получался, по выражению самого Гинзбурга, бытовой ад.

В результате были придуманы не квартиры, а «ячейки», размещавшиеся в так называемых коммунальных домах. Для их жителей предусматривались общие столовая, прачечная, душевые и другие «удобства». Таким образом, часть домашних дел «выносилась» из квартиры, и кухню можно было сократить до крошечного «кухонного элемента», а ванную – до «душевой ниши» или просто рукомойника. Архитекторы разработали несколько типов жилых «ячеек», и самыми экономичными были признаны ячейки типа F, рассчитанные на проживание одного-двух человек.

Ячейки типа F позволяли сэкономить в том числе на строительстве лестничных клеток. Один длинный коридор обслуживает сразу два этажа. Чтобы оказаться в своей ячейке, нужно дойти до двери, подняться на несколько ступеней наверх или спуститься вниз – и оказаться в странном помещении, которое состоит из столовой с очень высоким – 3,6 метра – потолком и нишей для спальни, где потолок занижен до 2,2-2,35 метра. Площадь таких ячеек невелика, порядка 33-34 квадратных метров, однако такое жилище кажется достаточно просторным за счёт кубатуры.

Предполагалось, что строительство домов с жилыми ячейками типа F станет массовым. Однако их было построено всего шесть: по одному в Саратове и Свердловске и четыре в Москве. Среди них – знаменитый дом Наркомфина на Новинском бульваре; дом-коммуна на Гоголевском бульваре… и общежитие рабочих Ватной фабрики в Ростокине, состоявшее первоначально из трёх корпусов. Ячейки типа F занимали лишь один корпус, деревянный – который до наших дней, к сожалению, не дошёл. Сохранилось пятиэтажное строение, где находились квартиры для семейных рабочих, а в нескольких метрах от него – бывший «общественный» корпус, где по проекту должны были помещаться столовая, прачечная и зал собраний. В помещениях бывшего общежития и сейчас происходит какая-то жизнь: здесь открылись кафе, ветеринарная клиника и небольшие магазины.

Чтобы посмотреть это чудо-чудное, необходимо добраться до станции метро ВДНХ и пойти в сторону Ростокинского акведука. По адресу Проспект Мира дом 186, корпус 1 и корпус 2 стоят очень важные, программные для русского авангарда дома, сегодня выглядящие совсем невзрачно и очень технологично. Построили их по проекту Моисея Гинзбурга и его ученика Соломона Лисогора. И когда-то это было высшим достижением архитектурной мысли. Уверен, когда-нибудь и их отреставрируют. Сходите – посмотрите.