Найти в Дзене

ПЕРВАЯ ПОЗИЦИЯ. Русский балет

Когда-то давно сестра подарила нам слепок с руки своей новорожденной дочери. Я с удивлением и, признаться, с недоумением, смотрела на маленький кусочек гипса в виде детской ручки. Будто это что-то такое из разряда сушеных бабочек, заботливо наколотых на булавку и разложенных по коробкам. У меня возникло ощущение незримого присутствия и отсутствия одновременно. Присутствия оболочки, отпечатка души, которой здесь, рядом со мной нет. В этом определенно есть что-то мистическое и потустороннее. Так я размышляла, разглядывая слепок ноги Анны Павловой на выставке "Первая позиция. Русский балет" в ЦВЗ Манеж. Представляя как - возможно со смехом и шутками - скульптор обволакивал составом ножку балерины в пуанте. Затем аккуратно, чтобы не повредилась форма для будущего слепка снимал. Я думала о том, что слепок нельзя назвать скульптурой. В некотором роде это попытка сохранить мгновение. То, что с каждой секундой мы теряем. Как мы его провели? Хорошо ли? Плохо ли? Запомнить это невозможно. Х

Когда-то давно сестра подарила нам слепок с руки своей новорожденной дочери. Я с удивлением и, признаться, с недоумением, смотрела на маленький кусочек гипса в виде детской ручки. Будто это что-то такое из разряда сушеных бабочек, заботливо наколотых на булавку и разложенных по коробкам. У меня возникло ощущение незримого присутствия и отсутствия одновременно. Присутствия оболочки, отпечатка души, которой здесь, рядом со мной нет. В этом определенно есть что-то мистическое и потустороннее.

Так я размышляла, разглядывая слепок ноги Анны Павловой на выставке "Первая позиция. Русский балет" в ЦВЗ Манеж. Представляя как - возможно со смехом и шутками - скульптор обволакивал составом ножку балерины в пуанте. Затем аккуратно, чтобы не повредилась форма для будущего слепка снимал.

Слепок ноги Анны Павловой. Б.О.Фредман-Клюзель
Слепок ноги Анны Павловой. Б.О.Фредман-Клюзель
Слепок ноги В.Ф.Нижинского. Б.О.Фредман-Клюзель
Слепок ноги В.Ф.Нижинского. Б.О.Фредман-Клюзель
Портрет Вацлава Нижинского. Валентин Серов
Портрет Вацлава Нижинского. Валентин Серов

Я думала о том, что слепок нельзя назвать скульптурой. В некотором роде это попытка сохранить мгновение. То, что с каждой секундой мы теряем. Как мы его провели? Хорошо ли? Плохо ли? Запомнить это невозможно. Хотя поговаривают, что наш мозг запоминает все. Возможно, когда-нибудь мы сможем извлекать из него подробные и точные описания событий посекундно. А пока глядя на на эту ножку - кстати, почему одну? - я думала о тех мгновениях, когда художник творил.

Скульптура же, даже если резец мастера точно передал пропорции, это все же фантазия. Она больше отражает восприятие скульптора. Форма - это рука скульптора, которой он передает содержание.

Веер из натуральных перьев. Выставка Первая позиция. Русский Балет. ЦВЗ Манеж
Веер из натуральных перьев. Выставка Первая позиция. Русский Балет. ЦВЗ Манеж

ЛЕНИН И ЛУНАЧАРСКИЙ

Завернув в зал с советским периодом балета, я в удивлении воззрилась на макет скульптуры Мухиной "Рабочий и Колхозница". Кстати, Вера Мухина училась у Юона вместе с Надеждой Удальцовой, будущей женой

Александра Древина, фактически без суда и следствия расстрелянного в 1938 году. Вместе с Удальцовой они учились во Франции. Многие художники после революции увлекались ремесленничеством, и Вера Мухина, кстати, даже получила гран-при в Париже за коллекцию одежды.

Но идем далее. Рядом с витриной я наткнулась на небольшой стенд со стрелочками и некоторое время читала переписку. Ленин, Луначарский, постановления ЦК Политбюро РКП, Рыков, Калинин. Вспомнила, как на должность директора Третьяковки Луначарский назначил Игоря Грабаря и порадовалась тому, что Владимир Ильич на место Наркомпроса назначил правильного человека. Несмотря на мнение, что Большой театр есть "буржуазный пережиток" и не нужен, его удалось отстоять в такое непростое для страны время. Ведь новаторство и классика питают друг друга и без одного не было бы другого. Как показала практика, на "Черном квадрате" искусство не только не начинается, но еще и не заканчивается.

Искусство в России ярко отреагировало на революционные события. Театр не остался в стороне. Ставились авангардные спектакли - не пора ли их восстановить, благо, повестка весьма актуальна - антикапиталистические, выступающие против бюрократии. Стоит только посмотреть на макеты и эскизы костюмов к балету "Болт". Кстати, музыку к балету написал Дмитрий Шостакович. Почитайте историю этого балета, она забавна.

Фрагмент переписки о сохранении Большого театра
Фрагмент переписки о сохранении Большого театра
Макет костюма "Американский флот" для балета "Болт"
Макет костюма "Американский флот" для балета "Болт"
Эскизы для балета "Болт"
Эскизы для балета "Болт"
Семь смертных грехов, эскиз костюма к балету "Смерч"
Семь смертных грехов, эскиз костюма к балету "Смерч"

ПУШКИН

Неожиданное чудо меня ожидало при разглядывании одного из стендов. Александр Сергеевич Пушкин! Нервные штрихи, линии. Рисунок! Мгновенный восторг!

А.И.Истомина. Страница из рабочей тетради А.С.Пушкина
А.И.Истомина. Страница из рабочей тетради А.С.Пушкина

ПУАНТЫ И ТАПОЧКИ ЧАЙКОВСКОГО

Вы знали, что Матильда Кшесинская была ростом около 150 см? Кроха. При этом, судя по фотографиям, довольно фигуристая. Мне кажется, Пушкин зря грешил на отсутствие миниатюрных ножек. Судя по пуантам, среди балерин таких немало.

Одежда все же не то, что слепок. В слепке есть что-то неживое. А одежда содержит флер живого человека. Вот пенсне Агриппины Вагановой, котелок и тапочки Чайковского. Это то, к чему прикасался, что выбирал, носил и что нравилось этому человеку. Часть образа. Ведь человек художник самого себя. Все, чем он окружает себя, все, что он носит - это его содержание. Отличие лишь в том, что форму он выбирает из того, что сделали другие.

Пуанты Кшесинской, Карсавиной и другие
Пуанты Кшесинской, Карсавиной и другие
Домашние тапочки Петра Ильича Чайковского
Домашние тапочки Петра Ильича Чайковского
Костюм Майи Плисецкой для роли Анны Карениной (Большой Театр). Пьер Карден
Костюм Майи Плисецкой для роли Анны Карениной (Большой Театр). Пьер Карден

#цвзманеж #перваяпозиция #балет #выставка #русскийбалет #историярусскогобалета #искусство #пушкин #серов #балетныйкостюм #скульптура