Найти тему
КРАСНЫЙ СЕВЕР

Танкист из Лабытнанги и его 36 пластмассовых броневиков: о тонкостях моделистского ремесла

Оглавление

Свою «воинскую» жизнь Женька, как и многие советские мальчишки, начинал с модели самоходной артустановки ИСУ-152. Для шпаны 1970-х годов этот монстр невнятного масштаба из зелёной пластмассы был пределом мечтаний в буквальном смысле — другого всё равно нет. А этот ещё с электрическим моторчиком — заводи, и в бой! Потом Евгений Канунников станет командиром настоящего танка и опытным моделистом.

«На леску — и под потолок»

– Сначала собирал модели самолётов, бронетехники тогда не было, — вспоминает Евгений Канунников. — Покупали то, что в магазине попадалось, и клеили, как на ум приходило. Отрезал от литника, зачистил, склеил — и готово! Первую серьёзную модель в масштабе 1:72 Женя собирал из «Боинга-707». Тот самолёт он даже покрасил — это следующий уровень развития моделиста.

– Мама на фабрике работала, приносила краску. Я её сам разводил, смешивал, экспериментировал, подбирал нужные оттенки. Вот такой «самодельной» белой краской и покрасил тот боинг вручную, кисточкой.

-2

Фото: из архива Евгения Канунникова

В восьмом классе Женька пошёл в авиамодельный кружок, и на городских соревнованиях в Магнитогорске в 1986 году его скоростная кордовая модель получила третье место. Дело это так понравилось, что после школы Канунников поступил в Куйбышевский авиационный институт имени С. П. Королёва. И профессию себе выбрал подходящую — инженер по производству летательных аппаратов.

– Жили в комнате общежития впятером, и трое из нас увлекались моделизмом. А так как разнообразия не было, то собирали одинаковые модели, каждый — свою, — смеясь, рассказывает Евгений. — Готовые модельки подвешивали под потолок на леску. К концу семестра набиралось два ряда самолётиков. На каникулы всё это добро развозилось по домам, а со следующего семестра — по новой.

Перешёл на «броню»

Как положено, в своё время Евгений был призван в ряды Советской армии, о чём никогда не жалел. От службы в танковых войсках в группе советских войск в Германии у Евгения фотографий не сохранилось. А главное — его стальной конь не был запечатлён. Но разве для моделиста это преграда?

-3

Т-80-БВ. Фото: из архива Евгения Канунникова

– Я служил на танке Т-80-БВ и собирал его модель, конечно, тщательно — ведь за два года изучил его от и до. От фабричной сборной модели он сильно отличался, поэтому пришлось некоторые детали дорабатывать. Я даже экипаж свой собрал, какими ребята в жизни были. И самого себя сделал. Похоже получилось...

Служба в танковых войсках и подвигла танкиста-моделиста Евгения Канунникова забросить «авиацию» и перейти на «броню». В это время как раз на рынке начали появляться отечественные производители сборных моделей, оживился импорт.

Не просто модель из коробки

– Всерьёз я занялся моделизмом бронетанковой техники уже после переезда в Лабытнанги. Приобрёл компрессор, аэрограф и необходимые инструменты. Сначала собирал нашу бронетехнику, но вскоре наскучило некоторое однообразие конструкций. Например, Т-54 и Т-55 крайне похожи, хотя и являются разными танками. В принципе идентичная конструкция у Т-64 и моего газотурбинного Т-80. Однажды подвернулась под руку модель израильского боевого танка «Меркава», что в переводе с иврита — «Колесница». Всё-таки не «бочка», как с английского переводится слово «танк».

-4

«Меркава". Фото: из архива Евгения Канунникова

Машина, действительно, красивая. Вот с неё и началась у Евгения Канунникова новая жизнь в моделизме. А тут ещё друг в Израиль переехал и начал снабжать фотографиями местной военной техники.

– Понравилось, что у моделей израильской бронетехники много всякой мелочёвки, обвеса, внутреннего интерьера, — доволен новым увлечением Евгений. — К тому же чаще всего израильская броня не всегда произведена в Израиле. В ЦАХАЛе (армии обороны Израиля — Прим. авт.) собрана техника со всего мира и всех времён, там можно встретить что угодно. Например, те же переработки наших Т-54 и Т-62, бронетранспортёры на базе старых советских танков.

В планах у Евгения — собрать несколько модификаций на базе суперсовременной «Меркавы-III» — там есть где «разгуляться». И мечта заветная — понырять у берегов Эйлата. На дне Красного моря рядом с Иорданией затоплено много военной техники времён Второй мировой.

– Сейчас в работе «Додж три четверти». Давно поджидал такую модель. Только фирма анонсировала её выпуск, мне из Израиля уже шлют фотографию — была у них в войсках такая машина. Ещё хочется собрать грузовик с манипулятором в кузове. У меня тогда выйдет линейка этих «американцев» в различных модификациях.

-5

«ЦАХАЛ-2». Фото: из архива Евгения Канунникова

Класс моделиста определяется степенью конверсии модели, то есть, насколько сам доработал полученную в фабричной коробке базовую модель. Например, Евгений при сборке бульдозера «Катерпиллер» изменил весь броневой и боевой обвес — под военный разградитель (вы их видели в теленовостях с Ближнего Востока). При изготовлении модели армейского бензовоза на базе американского тягача пришлось готовить эксклюзивные надписи — получилось как на фотографии из реальных боевых действий с тех же земель.

Есть место экспериментам

Заядлому моделисту бывает трудно удержаться в своих границах — иногда тянет поэкспериментировать, попробовать силы в других направлениях. Сейчас в клубе виртуальных пилотов при МВК им. И. С. Шемановского собирают макет железнодорожной станции Торопец, как она выглядела зимой 1941–1942-х годов после освобождения советскими войсками в момент прибытия поезда ГОРЕМ-36 для ремонтно-восстановительных работ. В изготовлении макета участвуют все моделисты клуба. Одну из сложнейших моделей — паровоз — поручили Евгению.

-6

Горем-1. Фото: из архива Евгения Канунникова

– Это для меня новый опыт. Здесь ведь не пластик, всё делается по корабельной технике: фанерный каркас обшивается жестью, большинство деталей, в том числе вся колёсная часть, — металлические. Приходилось и клеить, и паять, и гвозди забивать. Я за это время успел бы несколько пластиковых моделей сделать!

Но всё же собрал. Да ещё четыре вагона в придачу. А сколько за всю жизнь собрано моделей — не перечесть. К тому же моделисты их не считают, а жизнь делят на этапы: детский, подростковый, взрослый. Другими словами: «самолётики», «танчики» и «модели».

-7

Израильская бронетехника. Фото: из архива Евгения Канунникова

– Сейчас в базовой коллекции 36 моделей бронетанковой и автомобильной техники. Менять тематику пока не собираюсь, здесь ещё поле непаханое.

Танки грязи не боятся

Особый шик мастера — тонировка модели. Это уже высшая ступень мастерства. Нанесение ржавчины, царапин, следов эксплуатации на корпусе, потёков масла на двигателе. И грязь — конечно же! Как раз её имитацией на модели знаменит лабытнангский танкомастер.

– Для того чтобы снова и снова не объяснять свой способ изготовления и нанесения имитации пыли и грязи, я решил завести канал на YouTube, где поэтапно показываю сборку очередной модели. Уже есть постоянная аудитория, ученики. Ну и не отказываю в личных уроках, бываю у ребят в клубе виртуальных пилотов — смену надо растить!

-8

Диорама. Фото: из архива Евгения Канунникова

Всё же танкист всегда остаётся танкистом. Даже если танки маленькие.

Текст: Иван Бычков

Журнал «Ямальский меридиан», №3, 2023 г.