В этом материале — только мои мысли, основанные на двух годах чтения новостей, аналитики, переводов материалов с корейского, английского, французского и итальянского. Ссылок тут почти не будет. Вы можете верить мне на слово — а можете не верить. Но!
Тенденция, которую я заметила: вебтуны приносят огромных доход в Южной Корее, но их производство в других странах убыточно. Мне попадались истории неуспеха на итальянском и французском языках. Схема такова - копируется формат, но дело прогорает в течение нескольких месяцев.
Проблемы остаются даже если за дело берутся корейские медиахолдинги, Naver или Kakao. Так было, например в США - убытков больше, дохода меньше.
Почему?
Мне кажется, именно в Корее сложилась та уникальная во многом среда, на которой вебтуны процветают. В нее входят:
- Высокая техническая оснащенность. Корецы действительно делают крутые программы, разрабатывают технологии и ИИ, которые помогают художникам, внедряют крутые спецэффекты. Тут они однозначно молодцы, и это НОРМАЛЬНО.
2. Общая законопослушность и готовность платить за контент. Корейцы избегают пиратского контента, и аккуратно платят за новые серии. Это для них НОРМАЛЬНО.
3. Комплексный подход. Корейцы развивают индустрию в целом. В вузах (и не только) постоянно запускаются курсы, на которых готовят и художников (отдельно лайнеров, колористов, фоновиков), и сценаристов, и продюсеров, и редакторов, и переводчиков. Понимать, что один человек в поле вебтунов не воин — НОРМАЛЬНО.
4. Культ труда и переработки. Конечно, кароши (смерть от переутомления на работе) изобрели не корейцы, но они очень к ней стремятся. Как минимум два художника, автор «Поднятия уровня в одиночку» и «Черные ботинки» умерли, предположительно в результате напряженного труда.
Шутки «Из 10 авторов вебтунов 4 больны раком». 60-70 кадров комиксов ежеденельно. 60-70 часов работы в неделю, без выходных, больничных, отгулов и пр. В таких условиях трудятся многие авторы. И до тех пор, пока смерти художников не вызвали общественного резонанса, это было НОРМАЛЬНО.
5. Хитрая система авторского права. Я еще не до конца разобралась с ней, но в общих чертах это выглядит так: автор получает предложение от издательства на запуск комикса и некий, довольно приятный аванс. Ну, например, равный миллиону рублей. Радостный художник не понимает, что в момент получения денег он продается на несколько лет работы на каторге. Более того, он продает ВСЕ права издателю. Если вдруг автор захочет соскочить и вернуть себе права, ему придется выплатить сумму в 3 раза превышающую аванс.
И если история станет успешной, по ней будет снят сериал, запущена игра или мерч, автор не получит с прибыли ничего. Так случилось с автором «Башни Бога» - все плюшки от выхода анимационного сериала прошли мимо него. И до тех пор, пока авторы, преимущественно из других стран не стали добиваться положенных выплат с дохода, это тоже было НОРМАЛЬНО.
А теперь представьте, если убрать всего один пункт из этих пяти (наверняка их больше, но это то, что я смогла вычленить). Удалим, например, готовность читателя платить за контент и добавим разгул пиратства. И все — индустрии нет! Нет покупателя — нет продукта.
Или откажемся от готовности художника упахиваться по 70 часов в неделю. В результате, потребитель не сможет читать каждую субботу или понедельник свежую, красивую и длинную главу любимой истории. А будет, например, читать ее раз в месяц. Как скоро он забудет о чем шла речь к комиксе? Довольно скоро.
Уберем индустрию и поставим на ее место комиксовую мануфактуру, где художник и швец, и жнец, и на дуде игрец. Промоутер, сценарист, корректор и вот это все. В принципе, получим российскую комиксовую формацию.
Также и с системой авторского права — если авторы получают доход к распределению прибыли, то издатель теряет сверхдоходы. Маховик немерянного бабла замедляется, индустрия стагнирует.