Найти тему
MILITAN

Самый странный бой Второй мировой войны: дирижабль против субмарины

Оглавление

Хотя этот бой и не был продолжительным, но показал, что дирижабли могли делать больше, чем просто поиск и спасение, особенно, когда в этом есть необходимость и смельчак за штурвалом.

Самый странный бой Второй мировой войны - дирижабль против подлодки
Самый странный бой Второй мировой войны - дирижабль против подлодки

Когда Штаты вступили во Вторую мировую войну, подразделения дирижаблей стали частью военно-морского флота. Компания "Goodyear" производила эти воздушные судна до середине 1943 года, выпуская по 11 штук в месяц. Самыми большими из них были дирижабли класса K, которых было изготовлено 134 единицы.

Они принимали участие в более чем 37 000 патрулях и были особенно незаменимы во время поисково–спасательных операций, от части по тому, что могли летали низко и долго, иногда по 20 часов подряд. Поскольку подбирать терпящих крушение моряков или сбитых летчиков было не простой задачей, их чаще использовали для поиска и определения места эвакуации, доставки медицинского оборудования и припасов, а так же надувных спасательных шлюпок.

С борта дирижабля была превосходная видимость, даже в сильном тумане и низкой облачности. Это было неоценимо при проведении противолодочного патрулирования, поскольку они легко обнаруживали перископы или масляные пятна, которые указывали местоположение вражеских субмарин.

В середине января 1942 года нацистское Кригсмарине приступили к операции "Паукеншлаг" - регулярных атак на торговые суда союзников в Атлантическом океане, которые перевозили военные грузы в Великобританию, Северную Африку и СССР.

Для проведения противолодочного патрулирования были задействованы десятки дирижаблей. Во всех конвоях, которые они сопровождали, не было потеряно ни единого судна от действий врага. Возможно, в этом заслуга не только дирижаблей, поскольку в таких походах присутствовали и надводные корабли и авианосцы в сопровождении самолетов.

Дирижабль класса K над конвоем
Дирижабль класса K над конвоем

Острый глаз был не единственным инструментом, который был у экипажа, чтобы обнаружить вражеские корабли, дирижабли класса K оснащались разнообразным радиолокационным оборудованием. Экипаж состоял из 10 человек, двое из которых были радистами. Кроме поддержки связи с другими кораблями, они отвечали за работу радара, который мог обнаружить подводные лодки ночью и в условиях плохой видимости.

Кроме того, дирижабли класса K были оснащены детектором магнитных аномалий, способный обнаруживать искажения в магнитного поля Земли. Большие металлические объекты, такие как массивные немецкие подлодки, как раз и вызывали искажения, которые считывал прибор. Система имела радиус действия всего 120 метров, как раз для такой работы и были идеальны низколетящие дирижабли. Однако, не всегда показания детектора были точны. Иногда он показывал искажения, которые вызвали обломки затонувших кораблей. Для исключения этих помех, их использовали в паре с гидроакустическими буями, которые сбрасывали для создания гидроакустического контакта.

Когда дирижабль замечал вражескую подводную лодку, экипаж немедленно оповещал близлежащие надводные корабли и самолеты наземного базирования. Доктрина ВМС предусматривала, что дирижабли должны оставаться вне досягаемости всплывающих подводных лодок и просто служить ориентирами для военных кораблей и самолетов. Но в некоторых случаях, так же описанных в документе, дирижаблям класса K разрешалось атаковать подводные лодки. Для этого у них был небольшой арсенал оружия, который менялся на протяжении войны, но, по большей части, состоял из двух видов вооружений:
1. Сбрасываемый: до четырех глубинных бомб Mark 17 с ударным и глубинным взрывателями или нескольких акустических торпед;
2. Оборонительный пулемет Браунинг 50-го калибра, расположенный в передней части кабины управления.

К-74 против U-134

Вечером 18 июля 1943 года, с военно-морской авиабазы в Ричмонде, был поднят дирижабль с номером K-74. Его отправили патрулировать воды Флоридского пролива, во время которого на его радаре появился сигнал, предположительно подводной лодки.

Выйдя из облаков, в темноте ночи командир судна лейтенант Нельсон Г. Гриллс, увидел немецкую субмарину в надводном положении. Инструкции предписывали ему доложить о контакте и продолжить наблюдение не вступая в контакт. Однако, примерно в 30 километрах от этого места проходил конвой, состоящий из грузового судна и танкера, поэтому Гриллс посчитал, что времени на подход своих слишком мало.

Дирижабль снизился и с расстояния примерно 220 метров открыл огонь из пулемета. Проходя над субмариной, капитан попытался сбросить бомбы, но механизм заклинило. Нужен еще один проход. Немного опешив от такой наглости, немцы развернули зенитное орудие и ответили. В очередном заходе Гриллсу удалось сбросить бомбу, которая к слову не нанесла значительных повреждений, а вот хрупкая конструкция дирижабля не выдержала многократных попаданий немецкого орудия.

Грилз пытался выровнять стремительно падающий дирижабль, но безуспешно. Удивительно, но ни во время боя, ни во время аварийной посадки на воду, экипаж дирижабля не пострадал, по крайней мере серьезно. Оказавшемуся в воде экипажу ничего не оставалось, как наблюдать за тонущим К-74. Понимая, что этот процесс может затянуться на долго, капитан решил вернуться в гондолу и уничтожить секретные документы. Однако, когда он вернулся, то не обнаружил остальных, и поэтому решил добираться до берега вплавь. Его подобрал охотник за подводными лодками SC-657 и доставил на базу.

-3
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ: Малый охотник за подлодками будет позже передан СССР по ленд-лизу. Катера водоизмещением до 27,2 тонн и максимальной скоростью 25 узлов, строились из дерева на вервях в Майами. Они предназначались для поиска и спасения экипажей самолётов и затонувших судов в прибрежных водах, но были и модификации, вооружённые глубинными бомбами, 20-мм орудием и крупнокалиберными пулемётами.

Остальные восемь членов экипажа продолжали оставаться вместе и были замечены на утро патрулем на самолете-амфибии Grumman G-44 Widgeon. Море было не спокойным и самолет не мог безопасно приводниться. Поэтому было решено, что их заберет находящийся неподалеку эсминец
USS Dahlgren (DDG-43). Пока экипаж ожидал прихода корабля их атаковала акула, в результате чего один человек погиб, произошло это за несколько минут до прибытия помощи.

Сразу после атаки U-134 погрузилась и всплыла перед рассветом. Поднявшийся на борт экипаж сфотографировали всё ещё плавающую гондолу и то что было на ее борту. Позже, эти снимки будут переданы на другую подводную лодку, возвращающуюся в Германию. Продолжив патрулирование, U-134 была атакована и сильно повреждена во Флоридском проливе самолетами с авианосца с USS Croatan (CVE-25). Позже, во время прохождения барьера Бискайского залива, она была потоплена противолодочным фрегатом Королевских ВМС HMS Rothesay, вместе с 48 членами экипажа.

U-134
U-134

Трибунал или награда

Поскольку Гриллс пренебрег доктриной и атаковал подводную лодку, некоторые чиновники в командовании ВМС желали отдать его под трибунал. Другие наоборот, защищали его утверждая, что он должен получить благодарность за свои действия. В итоге он не получил ни награды ни трибунала. Вместо этого, его перевели на должность, где он отвечал за совершенствование тактики дирижаблей.

В 1961 году, когда американцы смогли изучить немецкие архивы, стало известно, что из-за действий Гриллса, немецкая подводная лодка U-134 действительно не смогла продолжить боевую задачу в этом районе. Спустя 20 лет после боя, лейтенант Нельсон Гриллс был удостоен награды "Крест за лётные заслуги", а K-74 стал единственным дирижаблем, сбитым в годы Второй мировой войны.

Вся информация на канале, статьи и фотографии не несут пропагандисткой направленности. Все сделано исключительно в рамках ознакомления с историей и вооружением!

Спасибо за внимание и до новых встреч!

Дирижабли
0