Стивен Кинг говорит, что мы любим фильмы ужасов, потому что те работают как суррогаты-заменители всего, чего мы так боимся в реальной жизни. Мы смотрим страшный фильм, сидя в мягком безопасном кресле, проживаем пугающие эмоции и получаем своего рода облегчение. Но что если фильм ужасов смотрит ребенок?
Решили узнать у нашей редакции, какие фильмы пугали их в детстве и почему. В подборку попали инопланетные кровожадные ежи, неведомые создания, зло в разных обличьях и даже переосмысление исторического прошлого.
Делится Анастасия Гончарова
«Поезд ужасов» / Horror Express (1972)
Реж. Эухенио Мартин
Сюжет:
Начало 20го века. Ученый и профессор Александр Секстон (Кристофер Ли) находит в одном из районов Китая древнюю окаменелость, которая хранит в себе «привет из прошлого» — замерзший труп неизвестного существа. В надежде совершить великие открытия в области эволюции, Секстон намерен привезти свою бесценную находку в Англию. Он садится с артефактом на транссибирский экспресс, идущий из Китая в Москву, но путешествие становится буквально битвой за выживание. Ведь труп оказывается лишь сосудом для внеземного существа, которое начинает убивать одного за другим пассажиров экспресса.
История:
По сюжету, найденное профессором существо использует достаточно нетривиальный способ убийства — никаких тебе характерных особенностей слешера или сплэттера — оно забирает всю информацию и знания, сосредоточенные в человеке через его глаза. Полностью опустошенная, с младенчески гладким мозгом, не тронутым извилинами, жертва умирает, а ее глаза становятся белыми.
В далеких 90-х, когда телевизор у бабушки с дедушкой почти не выключался, я совершенно случайно попала на этот хоррор. Невозможность никуда спрятаться от зла (действие происходит в поезде), которое скрыто за оболочкой обычного человека, и эти белые глаза произвели неизгладимое впечатление и еще долго снились мне в кошмарах. И, как вы понимаете, от вареной рыбы в своем рационе я тоже вежливо отказалась. Почему? Правильно, совершенно белые глаза, которые каждый раз напоминали о страшном детском киноопыте.
Часто так бывает, что просмотр кино в детстве и в осознанном возрасте — совершенно разный. Ты пропускаешь через себя историю, через свой жизненный опыт и знания. Удивительно, но, пересмотрев сейчас «Поезд ужасов», в позиции взрослого он кажется еще страшнее. В чем причина?
В фильме зло имеет способность переселяться в другие формы жизни и долгое время находится в теле полицейского. Вдобавок увидев мощь зла, ему начинает прислуживать святой отец. Два, казалось бы, гаранта безопасности, справедливости и мира несут в себе тотальное разрушение. На что опереться зрителю в ловушке закрытого пространства поезда, который несется в неизвестность?
Еще одно страшное открытие — зависимость человека от его памяти. В фильме люди умирают, когда их лишают их жизненного опыта, памяти о том, что составляло их существование. Без боли и радости, событий, разрывающих нас на части и склеивающих заново, нас нет. И аналогия с вареной рыбой становится в данном контексте еще более уместной: кто мы без своих воспоминаний? Лишь оболочка.
_____________________________________________________________
Делится Даша Бурнашева
«Зубастики» / The Critters (1986)
Реж. Стивен Херек
Сюжет:
Маленькие злобные существа, похожие на кровожадных зубастых ежей, сбегают во время транспортировки из космической тюрьмы и скрываются от двух охотников за головами на Земле. А если конкретнее — на ферме в Канзасе, где живет очень вкусная семья Браунов.
История:
Не помню сколько мне было лет, когда я впервые увидела «Зубастиков», так уж вышло, что я смотрела в детстве много страшных фильмов. Но вот мне 32, а зубастики, надо признаться, пугают меня до сих пор! Да, пересматривая фильм во взрослом возрасте, я вижу, сколько там абсурдного и смешного. Но сами существа не стали для меня менее страшными. В детстве мне даже снились сны с разными новыми сюжетами для фильмов, в одном из них яйца зубастиков были спрятаны где-то под крыльцом нашей дачи. А еще я сих пор помню те ощущения, с которыми я шла ночью в туалет по темному коридору и готовилась к тому, что меня вот-вот съедят.)
_____________________________________________________________
Делится Амалия Бабаян
«7 дней до смерти» / Seven Days to Live (2000)
Реж. Себастьян Ниман
Сюжет:
Эллен и Мартин Шоу теряют сына в результате несчастного случая. В попытках пережить случившееся супруги перебираются за город. Но вдруг с Эллен начинают происходить странные и пугающие вещи. Каждый день она видит знаки того, сколько ей осталось жить, а по ночам ее преследует призрак сына. Постепенно ей раскрывается жуткая история дома, в который они с мужем переселились.
История:
В детстве я очень любила оставаться подолгу у бабушки, потому что в моем распоряжении был личный телевизор. Причем, круглосуточно — бабушка смотрела свои бразильские сериалы («Клон» и все такое) и не следила за тем, когда я ложусь. Так было лет до пяти.
И вот однажды ночью в поисках мультиков я наткнулась на фильм «7 дней до смерти». Меня привлекла сцена завтрака. Мальчик ел кашу и играл в приставку. Оказалось, что это была завязка. Сын главной героини не заметил, что ему на ложку села пчела, и засунул ее в рот. Та стала жалить ему горло. Мальчик начал задыхаться. В итоге отец разрезал сыну горло на кухонном столе, и тот умер.
Пересказываю сюжет по памяти. Мне было четыре, когда я посмотрела этот фильм, и с тех пор я не пыталась повторить этот киноопыт. Не знаю, зачем я тогда вообще продолжила. Судя по всему, наивно верила в какой-то хэппи-энд, который снимет шок.
Это был первый хоррор в моей жизни, и он дал эффект. С тех пор я панически боюсь пчел, хоть они меня никогда и не кусали. Еще до недавних пор я принципиально не смотрела никакие фильмы ужасов. И первые месяцы после просмотра я тщательно проверяла содержимое ложки перед тем, как съесть еду, и даже подносила ее к себе быстро, чтобы никакое насекомое не успело сесть на прибор. А еще по утрам скидывала с себя одеяло, чтобы проверить, не испачканы ли мои ноги болотной грязью. Именно такие кадры отпечатались в моей памяти.
Мой вывод: следите за тем, что смотрят ваши дети. А то я так еще и «Красотку» с Джулией Робертс посмотрела в пять лет. Не ужасы, конечно, но далеко не детский контент.
_____________________________________________________________
Делится Рита Железнякова
«Оно» (1989)
Реж. Сергей Овчаров
Сюжет:
Фильм «Оно», вышедший впритык к развалу Союза, можно воспринимать как горькое подведение итогов и пророчество, не обещающее впереди ни щелочки света. Можно — как упражнение кинематографической (и исторической заодно) мышцы. «История одного города» Салтыкова-Щедрина тут превратилась в пародийную хронику государства российского, с его разнообразием градоначальников всевозможных гнусных и остро узнаваемых типажей. Единоличные властители и властительницы, порочные, глупые, хитрые, самовлюбленные без конца сменяли друг друга, но не обещали ни государству, ни народу ничего хорошего. Последний же привычно безмолвствовал. Фальшивую летопись Салтыкова-Щедрина Овчаров завернул в старую кинопленку с эффектом сепии и сангины, на нее хорошо легла музыка Сергея Курехина.
История:
Это напичканное гротеском кино — трудный опыт как для опытных синефилов, так и для неискушенных зрителей. А уж для ребенка, которым я была, впервые посмотрев «Оно» лет в десять, фильм встал в ряд с самыми отборными кошмарными снами детства. Чего стоит демонстрация странных голов: фаршированная голова градоначальника Прыща, съемная голова Брудастого-Органчика (Олег Табаков), истошно кричащего «Не потерплю!». Но главным испытанием оказалось увидеть знакомых и приятных глазу артистов (Гундарева, Крючкова, Терехова, Куравлев) в абсурдных, перевернутых образах, в дрожащей сепии, псевдоиспорченной пленке.
Знакомый мир взял и разъехался, обнажив что-то страшное. И надо всем этим беспорядком нависал подчеркнуто инфернальный облик Салтыкова-Щедрина.
_____________________________________________________________
Делится Анна Константинова
Зеркала/Mirrors (2008)
Реж. Александр Ажа
Сюжет:
Бывший коп-алкоголик устраивается ночным сторожем в модный сгоревший универмаг, где сталкивается с потусторонней силой, таящейся в зеркалах. Чтобы уберечь своих родных и себя, ему нужно разгадать мрачную тайну и найти одного человека, с которого все и началось.
История:
Мы с подружками проводили школьные каникулы на даче. Чем бы мы ни занимались днем, вечером и ночью мы смотрели кино. А так как мы считали себя очень взрослыми (недавно перешли в среднюю школу!), выбор падал на ужасы. «Дом восковых фигур», «Кошмар на улице Вязов», «Пила» — мы прошлись по многим. Но именно «Зеркала» повлияли на меня так, что пройти мимо зеркала следующие полгода было для меня пыткой. Уж извините за подробности, но на той самой даче у подружки напротив унитаза было огромнейшее зеркало… и есть у меня ощущение, что я не одна из компании справляла нужду, согнувшись и зажмурившись.
Если честно, я и сейчас порой с подозрением всматриваюсь в отражение и жду, пока оно мне подмигнет.
Кажется, мысль о том, что мною может завладеть нечто и играть, как марионеткой, не давала покоя. К тому же, одного из персонажей зовут моим именем — это была полная идентификация. Я ждала её судьбы и участи главного героя, а это ой как неприятно.
К слову сказать, фильм и сейчас смотрится интересным: универсальная концепция и достойный «Шестого чувства» твист в конце. А легендарная сцена гибели в ванной — это мороз по коже в любом возрасте!
_____________________________________________________________
Делится Диана Агаларови
«Кошмар на улице Вязов» / A Nightmare on Elm Street (1984)
Реж. Уэс Крэйвен
Сюжет:
Страшный маньяк с обожженным лицом в шляпе и с ножами вместо пальцев приходит во сне к четырем подросткам маленького городка. Одна девушка из компании умирает во сне, другая пытается понять, как противостоять этому злу. Однако сон смешался с реальностью, пугающий образ добрался и до нее.
История:
Это самый страшный фильм моего детства. До сих пор вспоминаю, как первый раз смотрела его. Вся семья сидит за столом спокойно наблюдает, как Фредди гонится за девушкой в котельной. В этот момент я прячусь за маминым стулом и выглядываю из-за него, посматривая на экран телевизора. В эту же ночь мне, конечно, снится Фредди в его жутком красно-зеленом свитере. После этого желание ночевать в этой комнате отпало надолго. А вот страх перед образом Фредди Крюгера пропал после просмотра фильма «Фредди против Джейсона» (Freddy vs. Jason, 2003), в котором другой легендарный киноманьяк побеждает Фредди.
—----------------------------------------------------------------------------
Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!