Статья подготовлена Геннадием Разумным и опубликована в альманахе «Берег Анграпы» 2’2006.
«Победивший в Инстербурге может победить везде», – рассуждал легендарный Оскар Ленгвик, неоднократный чемпион европейского «Большого турнира» в Инстербурге.
Последний конный турнир в августе 1939 года – юбилейный, отметил 100-летнюю дату с момента их проведения. Последний Национальный приз был выигран сборной командой 1-го Инстербургского кавалерийского полка и конной артиллерии... у команды Советского Союза. На протяжении 6.900 метров нужно было сделать 30 мощных прыжков. Наши «срубились» на 25-м прыжке. Но знатоки конного спорта (свидетельствует тогдашняя пресса) высоко оценили мастерство советских всадников в преодолении водных преград. Кто же знал, что через шесть лет эти же водные преграды будут браться совершенно иначе.
28 августа – 4 сентября 1938 года в Инстербурге и Гросс-Тракенене была проведена самая крупная Международная «Инстербургская турнирная неделя». На участие в турнире было подано около тысячи заявок. Больше всего спортсменов заявили команды Германии, Финляндии, Румынии и Польши.
Состязания 1938 года были последней репетицией для немецкой сборной перед Олимпийскими играми в Хельсинки 1940 года, которые впоследствии не состоялись. В программу соревнований вошли: от военных состязаний, скачек по пересеченной местности в Тракенене и скачек с препятствиями до показательных номеров.
Конезавод Георгенбург в рамках турнирной недели устраивал здесь настоящие шоу с конными кадрилями, представлениями конных упряжек и демонстрациями с участием трехлеток с испытательной станции жеребцов в Цвионе. В свою очередь, размещавшийся в Инстербурге 1-й кавалерийский полк во время турниров демонстрировал кавалерийскую выучку своих эскадронов, которая была выше всех похвал.
В день открытия, в воскресенье 28 августа, было исключительно тепло. На стоянке и на площадке для поло было около 800 автомобилей. Городские троллейбусы доставляли все новые толпы зрителей к кассам. При входе их встречала бронзовая фигура лошади по имени Констанция работы Кубарта.
Близлежащие рестораны работали на полную мощность. Рекою лилось знаменитое инстербургское пиво. У касс тотализаторов задолго до старта работа кипела вовсю. Тысячи зрителей, среди которых были знатоки и любители конного спорта, с нетерпением ждали начала состязаний на турнирном поле, которое талантливо построил отставной полковник Эрих Вельки. Он же был организатором и душой Инстербургского турнира.
Главным действующим лицом «Инстербургской недели» стала, конечно же, лошадь тракененской породы. Вот как описывается эта порода в одном из довоенных изданий: «Благодаря красоте и гармоничности всего сложения корпуса тракененские лошади особенно ценятся женщинами-наездницами. Кроме красивого экстерьера, эта лошадь отличается легкими и благородными движениями. Благодаря прекрасному и благородному виду, благодаря выразительной голове, жгучим глазам, гордой постановке шеи и лоснящейся коже тракененская лошадь получила репутацию самой красивой парадной лошади мира».
Турнир начался только после прибытия командующего военным округом и гауляйтера Восточной Пруссии. Распорядитель турнира, типичный прусский аристократ в цилиндре, подал сигнал, после чего с судейской башни раздался звук трубы. Первым выехал всадник на белой лошади, отбивая дробь на барабанах. За ним появилась группа всадников-трубачей. Так началась «Инстербургская неделя».
В этом турнире победила команда Польши. «Большой приз Восточной Пруссии» получил капитан Ломбардо ди Кулия (Италия) на Урбинате. Призерами также стали подполковник Брикман (Германия) на Бароне IV и капитан Теме (Германия) на Нордланде. «Большой приз принцессы Фридерике» взял комендант подполковник Древс (Восточная Пруссия) на Зигмунде.
Послевоенная судьба ипподрома печальна. Сначала на территории ипподрома стояли танки, а в помещениях трибун разместилась пекарня. Все сооружения и препятствия со временем пришли в негодность и окончательно были разрушены несанкционированными действиями одной из воинских частей Черняховского гарнизона, расположившей на месте ипподрома склады ГСМ и химзащиты. От былой славы осталось только название улицы «Ипподромная».
По материалам сообщества "История, люди, память"
#Росплемконзавод #ПобедителиПервогоКонкура #Калининградская #тракнненскиелошади #георгенбург