Найти в Дзене
diletant.media

Как появился зороастризм?

Оглавление

Зороастризм – религия, основателем которой считается легендарный пророк Заратуштра. Она одной из первых поставила человека перед выбором между добром и злом.

Зороастризм распространился в Иране и был государственной религией Персии до прихода ислама. В отдельных общинах иранского происхождения он существует и сегодня.

Заратустра — пастух и пастырь

При рождении будущий пророк, по сюжету многочисленных легенд, умертвил около тысячи демонов уже только первым смехом. Многие авторы наделяют его и иными сверхспособностями. В «Волшебной флейте» Моцарта есть персонаж-волшебник Зарастро. Именно Заратустре Фридрих Ницше доверил изложить свою философию. В Европе 17−19 вв. пророк стал эталоном загадочного восточного мудреца. Но каков же был реальный основатель одной из первых монотеистических религий в мире?

Заратустра на картине Рафаэля «Афинская школа». Источник: Pinterest
Заратустра на картине Рафаэля «Афинская школа». Источник: Pinterest

О месте и времени рождения Заратустры историки до сих пор спорят. Одни считают, что он появился на свет в ещё кочевом индоиранском племени примерно в 1000—1500 гг. до нашей эры, когда Иранское нагорье только заселялось. Другие относят его рождение уже ко времени образования Персидской державы Кира Великого.


Жизнь мудреца окружена множеством легенд. Считается, что он происходил из рода Спитама («светлый»), возможно, из жреческого сословия. К 14 годам Заратустру посвятили в тайны религиозных практик. У юноши произошло откровение во время праздника наступления весны: он увидел некую фигуру, которая представилась пророку как Воху Мана («Благое намерение»). После встречи с сущностью Заратустра стал бродячим пророком.

Когда ему было уже около 40 лет, он, наконец, нашёл покровителя — царя Витшаспу. Здесь, он по-видимому, сумел впервые цельно изложить новую религию своему патрону.

Авестийский язык — язык мудрецов

Авеста — главный труд Заратустры — это сборник гимнов и поучений основанной им религии. Она написана языком, родственным персидскому, но больше не встречающимся нигде. Поэтому этот язык был назван авестийским.

Многие из частей сохранились лишь во фрагментах. Важными частями является Ясна — текст зороастрийского богослужения, Яшты — гимны, написанные Заратустрой и посвящённые Ахуре-Мазде, верховному богу света и другим светлым богам, и Видэвдад — правила, которые должен соблюдать каждый зороастриец в быту. Основная мысль, заложенная в тексте Авесты, — придерживаться истины, которая есть Ахура-Мазда, добрый бог, и отвергать пути злого бога Ахримана и его демонов.

Помимо верховного божества, пророк выделил семь божественных существ, которые олицетворяли наиболее важные качества для человека. Этих существ он называл Амэша-Спэнта («бессмертные святые»). Каждое из них также было связано с каким-то земным предметом или материей: человеком, животными, огнём, металлами, водой, землёй и растениями.

Все обряды зороастрийцев в реальной или символической форме включали взаимодействие с этими материями. Особо почитаемым был огонь — все молитвы и священнодействия совершались перед пламенем. Также считалось, что человеческая душа — это тоже особый вид огня.

Современное зороастрийское богослужение у огня. Источник: govzalla.com
Современное зороастрийское богослужение у огня. Источник: govzalla.com

Каждый зороастриец боялся оскверниться. Всё, что олицетворяло гниль, болезнь и смерть, считалось скверной. Особо нечистыми субстанциями признавались трупы и кровь, поэтому у персов сложился особый способ погребения — дахма («башня молчания»). Тела умерших помещались на высокие сооружения на съедение падальщикам, дабы не затронуть ни одной священной стихии.

Помимо пренебрежения к трупам, зороастрийцы удивляли соседей поощрением кровосмесительных браков (Заратустра якобы говорил, что брат с сестрой легче найдут общий язык, а значит составят крепкий союз), строгим отношением к чистоте тела, а также значительным (по меркам Античности) равенством между мужчиной и женщиной (греки и римляне, например, дивились, что персы пируют вместе с жёнами).

Итак, Заратустра, одним из первых создал религиозную систему, в основе которой лежит борьба добра и зла, которая так или иначе приведёт к концу мира. Человек в этой системе имеет выбор, который влияет на расстановку сил в этой борьбе.

Зороастризм: от царей до Фредди Меркьюри

Считается, что зороастризм, пережив некоторое время безвестности, впервые стал чем-то вроде государственной религии Ирана при первых Ахеменидах, то есть к 6-му в. до н. э. К этому персов подтолкнуло знакомство с религиями Вавилона, Ассирии и Египта. Персы начали строить великолепные храмы огня по образцу тех, что они увидели у соседей. При этом в Ахеменидской державе существовала веротерпимость, а многие боги из этих регионов были инкорпорированы в зороастрийский пантеон. Например, богиня Иштар стала почитаться под именем Анахиты. Постепенно складывалось и особое сословие священнослужителей — магов.

Сильнейший удар по национальной религии Ирана нанёс поход Александра Македонского на державу Ахеменидов. Его воины разграбили множество храмов огня и лишили магов жизни. Именно поэтому в позднейших зороастрийских произведениях и документах Александр предстаёт равным самому духу зла Ахриману. При нём и позднее зороастризм соседствовал с ближневосточными язычниками, как и ранее, но к ним добавились также синкретические культы, которые чтили греческих богов, смешивая их с иранскими и вавилонскими.

Когда на смену парфянам пришла династия Сасанидов (в начале 3-го в. н. э.), зороастризм приобрёл окончательный вид государственной религии Ирана. Деятельность некоторых магов (например, Картира, который оставил несколько наскальных надписей) способствовала окончательному оформлению канона веры (были собраны вместе и изданы тексты Авесты). Также в Сасанидский период зороастрийские священники активно борются с другими религиями в Персии. Тот же Картир гордился в своих надписях разрушением храмов христиан, манихеев, иудеев. Тем не менее зороастризм не имел и тени той популярности на Ближнем Востоке, которую имело христианство, да и не особо пытался её добиться.

Надпись Картира в Накшэ-Рустам, Иран. Источник: Pinterest
Надпись Картира в Накшэ-Рустам, Иран. Источник: Pinterest

С разгромом Сасанидской державы арабами-мусульманами для «Благой веры» наступили тяжёлые времена. Мусульмане к зороастризму относились двойственно. С одной стороны, «огнепоклонники» были «людьми книги», которые почитали одного бога и не были просто язычниками. С другой стороны, доктрины зороастрийцев и национальная культура персов были слишком диковинными для кочевников-арабов. Поэтому не в пример более активный в плане обращения народов ислам начал вытеснять соперника из Ирана.

Периодически в Иране происходили антиарабские и антиисламские восстания. Самое известное — восстание Бабека, происходившего из секты, которая исповедовала смесь ислама, христианства и зороастризма.

Может, Меркьюри не был образцовым зороастрийцем, но точно одним из самых известных. Источник: Pinterest
Может, Меркьюри не был образцовым зороастрийцем, но точно одним из самых известных. Источник: Pinterest

Постепенно зороастрийцы в Иране стали закрытыми общинами, которые терялись на фоне мусульманского большинства. Они бережно хранили свои традиции и тексты Авесты, но не имели возможности расширять свою проповедческую деятельность. Отдельные общины бежали — так возникли парсы в Индии и на острове Занзибар.

Подробнее